top of page
  • Галерея "Евразия"

Китайское Имари. ч.2


Ваза-графин «Цветы и птицы»

Китай, XIX век.

Фарфор, глазурь; подглазурная роспись, надглазурная роспись, позолота.

Высота: 22 см.

 

На примере данной вазы можно наглядно увидеть, как китайские мастера не дословно копировали продукцию мастерских Арита, а творчески осмыслили достижения Страны восходящего солнца. Позаимствовав стилистические особенности этих мастерских, они привнесли в декор предмета собственное видение распространённого сюжета «цветы и птицы», помещенного на всех четырех гранях вазы. Композиция росписи напоминает традиционный формат дальневосточной живописи – вертикальный свиток, на котором в данном случае изображены уголки сада с оградой, декоративными ноздреватыми камнями тайхуши, стилизованными скалами, цветущими деревьями и цветами. Над садом кобальтом с золотыми очертаниями написаны облака, яркой эмалью – небольшие горизонтальные черты, напоминающие также сильно стилизованные облака в японской декоративной живописи на ширмах. Сбалансированные и элегантные живописные композиции предполагают круговой осмотр предмета, создавая эффект прогулки по саду с его наиболее примечательными ландшафтными видами.


И форма, и некоторые элементы декора вазы отсылают к японской традиции фарфора. Форма характерна для сосудов для сакэ, токкури, которая использовалась не только для графинов, но и для декоративных ваз и ваз для цветочных аранжировок икэбана. На плечиках сосуда изображён цветок хризантемы с шестнадцатью лепестками, т.е. в той форме, в какой он был принят в качестве герба императорского дома Японии с XII в. и часто использовалась в декоре японского фарфора.


Ваза демонстрирует, что японские образцы были переосмыслены в близкой, но несколько иной культурной традиции. Изображение лилии (или близкого цветка) крайне редко в японском декоративно-прикладном искусстве, наличие реалистичного изображения облаков наряду со стилизованным говорит о незнании символического кода национальной традиционной живописи. Такие переосмысления характерны для китайского фарфора, созданного по образцам японского фарфора Имари.

bottom of page