• Клёнов В.К.

Китайский старый фарфор

ЛЬВЫ ШИЦЗЫ

Парные скульптуры львов шицзы.

Китай, период Канси (1662-1723).

Фарфор, скульптурная лепка, глазурь.

Высота: 20,5 см.


Скульптурные изображения сидящих на высоких прямоугольных постаментах фантастических львов шицзы соответствуют классической иконографии. Хвосты с двумя волютообразными элементами подняты вверх и прижаты к спинам, на которые поставлены невысокие канделябры, сверху обрамленные светло-желтыми лепестками лотоса.


Произведения относятся к правлению Канси – времени расцвета глазурованного фарфора. Данные скульптуры шицзы отличают повышенная декоративность, создаваемая сложным вибрирующим абрисом, обилием измельченных элементов, причудливыми налепами в виде туго закрученных спиралей, рисунком рельефных выступов на поверхности. Фигуры львов декорированы полихромными глазурями с преобладанием бирюзовой и марганцевой фиолетовой (обержин). В результате особого режима обжига она приобретает сложные цветовые переходы от интенсивно-бирюзовых до темных. Они прекрасно дополняются свободными потеками лилово-фиолетового цвета, которым выделены завитки на фигурах зверей, резной шар и поверхность постаментов. Еле заметные трещинки кракелюр обогащают поверхность причудливой игрой светотени. Незначительные вкрапления белых и светло-желтых пятен, спонтанно возникающих на поверхности некоторых деталей, дополняют ощущение творческой свободы и непринужденности.


Львы шицзы, популярные в китайской мифологии и культуре, первоначально предназначались для размещения в буддийских храмах, символизируя Будду и его «великий львиный закон». В дальневосточной традиции этот грозный зверь считался спутником Будды, подчеркивающим величие учителя. В период Цин (1644-1911), когда религиозно-сакральный аспект данного образа трансформируется в благопожелательную символику, лев начинает олицетворять силу характера, мощь, благородство и защиту от всех бед. Пара львов с детенышем и с шаром олицетворяют мужское и женское начала в природе, чье единение рождает гармонию. Мотив волшебного гриба, в виде которого смоделирован нос зверей, сулит исполнение всех желаний, а изображение сердцевидного персика на выступе лба связано с пожеланием долголетия и здоровья.


Произведения выполнены на высоком художественном уровне и имеют музейное значение.