• Мареев О.М.

КИТАЙСКАЯ ФАРФОРОВАЯ СКУЛЬПТУРА

«БОЖЕСТВО МИЛОСЕРДИЯ»


Скульптура «Божество милосердия Гуаньинь»

Китай, 1930-1940 годы.

Фарфор, формовка, глазурование, надглазурная роспись эмалями.

Высота: 44 см.

Марка: Фуцзяньское землячество (на китайском языке).












Скульптурное изображение буддийского божества милосердия Гуаньинь представлено в спокойной величественной позе. Фигура Гуаньинь, согласно иконографии, изображена облаченной в длинные, струящиеся складками одеяния, обнажающие грудь, украшенную ожерельем. На ней белая плахта с цветочными побегами и зеленая кофта, рукава спускаются четкими складками. Из-под подола выглядывает босая нога, покоящаяся на большом розовом лепестке лотоса, лежащего на стилизованных волнах с брызгами пены. Голова богини увенчана высоким шиньоном с диадемой, на который накинут плат, обрамляющий спокойное лицо и спускающийся на плечи. На левой согнутой руке Гуаньинь лежит стебель лотоса с листком и цветком, в правой она держит корзину с розовым и голубым пионами.

В данном произведении необходимо подчеркнуть высокое качество скульптурной лепки и пластической моделировки, создающих текучие плавные линии абриса. Скульптура выполнена в 30-40-х гг. 20 в., что подтверждается маркой на основании: «Фуцзяньское землячество», которая появляется в период Республики (1912-1949).

Эмалевые краски имеют насыщенные цвета, составляющие гармоничную колористическую гамму «розового семейства». Она основана на сочетании холодной розовой эмали, двух оттенков зеленой, бледно-желтой, черной, сине-фиолетовой и белой, дополненных железными красками – красной и черной. Измельченные орнаменты, украшающие одежду, разнообразны и тщательно прописаны. Мы наблюдаем совмещение реалистического изображения персонажа с чертами условности и фантазийности, что делает образ предельно выразительным. Ярко отражены и другие основные тенденции данного времени – соединение в одном произведении принципов декора разных периодов с введением оригинальных приемов. В произведении органично сочетается монументальность, рождаемая обтекаемыми объемами, и сложно разработанный колорит. Мастер создает особый эффект – он словно заставляет рассматривающего произведение подолгу вглядываться в многообразие орнаментальных фрагментов.


Гуаньинь особо почитается в Китае представителями всех религиозных направлений, которые верят в ее чудодейственную силу и мудрость. Это заступница на небесах за всех страждущих, избавляющая от болезней и несчастий. Ей поклоняются как матушке «чадоподательнице», молясь о ниспослании потомства.

С конца 19 века декоративная скульптура служила украшением не только китайских дворцовых интерьеров. В то время на Западе на различные изделия с восточным колоритом наблюдался ажиотажный спрос. Появилась мода украшать интерьеры гостиных и кабинетов не только фарфоровыми вазами, но и скульптурами китайских божеств и фантастических существ, которые стали своеобразным изобразительным символом Дальнего Востока. Эта традиция сохраняется и в 20 веке.

Скульптура выполнена на высоком художественном и технологическом уровне, свидетельствует о сохранении лучших традициях керамического искусства и имеет музейное значение.

За тридцать лет деятельности галереи «Евразия» фарфоровые скульптуры такого художественного уровня и сохранности встречались нечасто.