• Клёнов В.К.

ИКОНОГРАФИЯ ЦЗОНХАВЫ


Скульптурные изображения одного из самых почитаемых персонажей буддизма реформатора и теолога Цзонхава (1357-1419) появились ещё в Тибете в 15 веке, и с тех пор они практически не претерпели изменений.


При атрибуции сразу же бросается в глаза характерная остроконечная шапка с длинными ушами, которая является обязательной для монахов школы Гелук. Как правило, при отливке фигуры шапка составляет единое целое с головой, однако бывают варианты, когда шапка монаха является самостоятельным элементом - легко снимается и одевается. Естественно, что в случае её утраты сложности с атрибуцией фигуры неизбежны. Цвет шапки должен быть желтым, таким же, как и цвет халата, сшитого из лоскутов и одетого на оба плеча. Надо отметить, особый головной убор «наринг» для монахов школы Гелук ввёл именно Цзонхава.


Очень важным элементом скульптуры является жест рук. Цзонхава держит руки перед грудью в жесте «дхармачакра-мудра» (жест поворота колеса учения). Он восседает в позе «лотоса» на двойном лотосовом престоле.


По бокам фигуры от пьедестала поднимаются вверх стебли лотоса, причем на одном из них должна лежать книга «Праждняпарамита», символизирующая высшую мудрость, которой обладают будды и бодхисаттвы. На другом лотосе должен лежать меч, рассекающий путы неверия и невежества. В поздних скульптурах (с начала 19 века) книга и меч могут отсутствовать.


Двойной лотосовый трон свидетельствует о том, что представленный Цзонхава уже вышел за пределы бытия, однако его изображают как живого и очень красивого человека. Как считают его последователи, у него - круглая голова, широкий лоб, мягкие брови, длинные мочки ушей, длинные и тонкие пальцы, тонкая талия, красивые глаза и белый цвет кожи. (Цыбиков. Избранные труды, 1991, Т.2, стр. 61)


В рамках устоявшейся иконографии, тем не менее, для художников всегда есть и элементы импровизаций, что видно на примере трех (1, 2, 3) имеющихся в галерее скульптур. Несмотря на то, что они изготовлены в разное время - 17/18 век, конец 18 века – все фигуры находятся в отличном состоянии и имеют музейное значение.


Недавние посты

Смотреть все

df

25-летний опыт в составе Антикварного отдела Государственного Музея Востока.

​Берем на комиссию и сразу покупаем за наличный расчёт

предметы японского и китайского искусства и Будды

 

Москва, Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовом»
3 этаж, галерея 304, понедельник- суббота с 11.00 до 19.00, воскресенье - по предварительной договоренности.

сopyright © 2020 www.eurasiagallery.ru

  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon