• Мареев О.М.

Идеальный подарок руководителю

часть 1

Две редчайшие литографии XIX века


Третий сын императора Павла I, казалось бы, имел минимальные шансы стать во главе Российской империи. Однако судьба распорядилась так, что в 1825 году после смерти бездетного Александра I и отказа Константина Павловича возглавить монархию именно Николаю I предстояло взойти на престол. В день принятия российским обществом присяги новому императору произошло восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, а Николай Павлович стал императором.


В советской исторической науке Николая I изображали только в чёрных тонах, выливая на него ушаты грязных домыслов, сплетен и нелепых слухов. Его обзывали солдафоном, педантом и деспотом.


Однако в настоящее время оценка деятельности Николая I значительно изменилась. Историки вспомнили, что в области внутренней политики Император всё время занимался крестьянским вопросом, готовя почву для отмены крепостного права. Была также проведена денежная реформа, давшая важный стимул для развития экономики страны. В области внешней политики были осуществлены многочисленные дипломатические и военные мероприятия, явно усилившие роль России на международной арене.


В галерее Евразия имеются две редкие литографии, связанные с Николаем I.


На одной литографии показана Красная площадь в Москве. Изображен торжественный момент оповещения специальными официальными лицами из числа гусар – герольдами - о коронации Николая Павловича, которая состоялась 22 августа 1826 года в Успенском соборе Кремля. Красная площадь, на которой проводилось оповещение о данном событии, показана с наиболее выгодного ракурса: справа изображена Кремлевская стена, а слева - Верхние торговые ряды, перестроенные в 1815 году в стиле ампир. Вдали, в центре, виднеется Собор Василия Блаженного. Вся площадь заполнена народом и гусарами, образующими живописные группы. Гравюра позволяет увидеть Красную площадь такой, как она выглядела в 1826 году, и насладиться прекрасным архитектурным ансамблем.



Литография «Сообщение о коронации в публичном месте в Москве».

Париж, 1826 год.

Бумага, черно-белая печать, ручная раскраска акварелью. Автор литографии: Куртен. Автор зарисовок: В. Адам.

Издательство: ателье Энгенмана (ул. Фобур де Монмарт, дом 6).

Размеры: 35,5х53см.


Гравюра создана в типографии Энгенмана в Париже, которая на тот момент была одной из лучших в Европе. Эта литография входит в число 14 гравюр с пояснительными текстами на французском языке, которые прилагались к специально изданной книге о коронации в Москве. Особенностью данного издания книги и гравюр является высочайший уровень печати. Это не случайно - в первую очередь это издание предназначалось для самого близкого круга императора.


(продолжение следует)