Галерея "Евразия"
«Зеленая Тара»
Буддийская скульптура «Зеленая Тара»

Китай, вторая половина XVIII века, Тибето-китайский стиль.
Сплав на основе меди, пигменты; литье, гравировка, чеканка, позолота, раскраска.
Высота: 10,7 см.
Тара (в переводе с тибетского sgrol ma «спасительница») – одна из главных бодхисаттв (просветленных существ) северного буддизма. Согласно буддийской мифологии, она родилась в тот момент, когда милостивый бодхисаттва Авалокитешвара оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, из которого возникла Тара.
Иконографический портрет Зеленый Тары, как правило, представляет собой образ прекрасной юной девушки в царских одеждах и украшениях. Она всегда восседает на лотосовом троне, в позе лалитасана (правая нога приспущена с пьедестала, что означает непрекращающуюся активность); главным атрибутом богини являются нераспустившиеся бутоны лотоса. Жесты ее рук символизирует готовность предоставить защиту и избавить от страха.
Скульптура выполнена в полном соответствии со сложившейся в буддийском искусстве иконографией. Богиня изображена на округлом пьедестале, обрамленном двойным рядом лепестков лотоса – растения, являющегося в буддизме символом чистоты, совершенства и истинной мудрости. Традиционная для данного персонажа поза: легкий изгиб туловища и наклон головы, левая нога подогнута, а правая опирается на цветок лотоса. Типичными являются жесты рук: большой и безымянный пальцы левой руки богини сжимают стебель лотоса (жест кхатакамудра), а правая раскрытая ладонь обозначает жест «даяния» или «дарования высшей мудрости» (варадамудра).
Облачение и украшения Зеленой Тары соответствуют облику милостивого божества: на ее голове диадема с пятью зубцами; удлиненные мочки ушей с крупными серьгами, касающимися плеч, а также браслеты и ожерелья указывают на благородное происхождение богини.
Скульптура полая, отлита из медного сплава с помощью широко распространенного в культовой пластике метода литья по исчезающей восковой модели.
Вся фигура хорошо сбалансирована и имеет правильные пропорции, отличается высоким качеством литья, тонкой проработкой деталей, особым вниманием к дополнительным украшениям фигуры. Представляет интерес редкая моделировка стеблей и бутонов лотоса, фланкирующих плечи богини, а также зубцов диадемы, украшенных растительным узором. Внесение новых деталей и форм в канонические образы на фоне виртуозного владения техникой литья – все это характеризует лучшие образцы тибето-китайской бронзовой пластики второй половины XVIII века.