- галерея "Евразия"
Живопись на шелке
часть3

Рассмотрим еще два шелковых панно мастера Сюй Лицинь, находящиеся в нашей галерее. Одно, горизонтального формата,размером 65 на 140 см., изображает группу гусей, расположившихся на заснеженном берегу пруда, поросшего тростником. Тёмный фон неба и тёмная вода создают впечатление глубокой ночи. Снег чуть тёплого оттенка и ярко-белое оперение птиц выпукло выступают на этом фоне. Группа гусей в разных позах организована цвето-воздушной перспективой, постепенным затемнением цвета от птицы с расправленными крыльями и вытянутой шеей справа на панно – к приглушённым по цвету фигурам спящих птиц по левому краю изображения. Слева изображён куст сухого тростника, припорошённый снегом. Вся поверхность шёлка покрыта брызгами белой и бирюзовой голубой минеральной краски, передающими зрелище снега, хлопьями падающими с неба. Сопоставление разных оттенков белого и серо-чёрного цветов создают строгий колористический строй панно, ярко-жёлтые клювы и редкие бирюзовые хлопья снега расставляют выразительные акценты и придают картине декоративность.
Гуси и тростник – традиционный сюжет Дальневосточной живописи, имеющий поэтический источник. Образы гусей занимают важное место в китайской поэзии, начиная с классической «Книги песен» Шицзин, составленной из народных песен, относящихся к 1046–771 гг. до н. э. Гуси, обосновавшиеся на ночлег на берегу пруда, имеют символическое значение «несущих послание любви издалека»: ежегодная миграция гусей с юга на север связала их образ с темой разлучённой любви, тоски по дому и ожидания скорой встречи. «Одинокий гусь», лишённый партнёра или стаи, – образ дум о семье, а пара гусей – символ семейного счастья. Иконография, которую мастерски воспроизводит Сюй Лицинь, имеет благопожелательное содержание: пожелания семейного единства, скорых встреч при разлуке, возвращения к дому, противостояния невзгодам, зимним холодам или другим неблагоприятным обстоятельствам.

Другое шёлковое панно вертикального формата размером 135 на 67 см. изображает пару из павлина и павы, сидящих на слоистой скале над раскидистой цветущей монстерой и кустарником с мелкими листьями. Позади птиц также изображён прозрачный кустарник, фоном выступает тёплый цвет шёлка, имитирующего старую ткань, с лёгкой тонировкой с левой стороны панно. Центром композиции являются ярко-белые фигуры птиц, это светлое пятно отражается приглушённо-белыми соцветиями монстеры в нижней правой области панно. Тёмное пятно листьев монстеры в правом углу также уравновешено затенённой областью в верхней левой части, где на фоне сгущённого цвета помещены тонкие ветви кустарников с редкими тёмными листками. Этот тонкий баланс светлых и тёмных областей, большое внимание к пространству фона, сочетание тонкой проработки деталей и артистичных мазков, очерчивающих каменистые слои скалы, создают визуально сложное живописное полотно. Колористическое решение росписи построено на сопоставлении ярко-белого и приглушённо зелёно-серых тонов, изумрудно-зелёные акценты на листьях и стеблях монстеры и кустарника не разрушают единства панно, но создают сдержанное и изысканное декоративное звучание.
Оба панно выполнены на высоком художественном и техническом уровне, имеет коллекционную ценность и музейное значение.