• Галерея "Евразия"

Жезл Жуи


Настольное украшение “Жезл Жуи”.

Китай, 20-30 -е гг. 20 века.

Дерево, резьба, тонировка.

Длина: 41 см.

Настольное украшение в форме жезла жуи выполнено в виде изогнутого ствола бамбука, оплетенного разветвленными побегами и листьями, а навершие имеет форму полураспустившегося бутона лотоса.


В период Гоминьдан (20-30-е гг. 20 века) в искусстве Китая на высоком профессиональном уровне возрождаются и развиваются достижения предшествующих периодов и, одновременно, появляется свобода интерпретации классического наследия. В рассматриваемом произведении резчик использует традиционные приемы обработки дерева, которые позволяют передать характерные качества изображаемых природных мотивов – коленчатую структуру ствола, упругость ветвей, четкий абрис удлиненных листьев, округлую плавность бутона. В то же время легкое изменение пропорций – пластически полновесный бутон цветка кажется слегка крупноватым для тонкой изящной ручки – отсылает зрителя к излюбленным мотивам стиля модерн. При этом, однако, не нарушена цельность скульптурного образа. Изменения коснулись и образного строя произведения – мастер создает навершие не в виде традиционного гриба линчжи, а в форме бутона лотоса, что вносит новый смысловой оттенок, не противоречащий традиции.


Жезл жуи (дословно «как пожелаете») является знаковым предметом в китайском обиходе и искусстве. Его символика сложна и многозначна, поскольку она вобрала в себя культы императора, семьи, любовных взаимоотношений. Кроме того, жезлы служили символами духовного совершенства, являясь принадлежностью кабинетов ученых. В этом случае их часто делали из бамбука, или они воспроизводили образ этого растения, одного из самых распространённых в китайском искусстве. «Красота без прикрас» - то, что ценили в бамбуке китайские эстеты. Для них он иносказательно обозначал собирательный образ благородного мужа цзюньзцы, который, подобно высокому и сильному бамбуку, согнувшись под сильными ветрами жизненных неурядиц, способен распрямиться вновь. Полый внутри, бамбук в Китае уподоблялся человеку, готовому впитывать новые знания.


Присутствие бутона лотоса в композиции также не случайно. Его символика близка символике бамбука. Лотос означал чистоту помыслов истинно благородного человека, потому что вырастал из тины и грязи пруда, но сам оставался чистым, подобным Будде.


Произведение имеет музейное значение