• sbelin

«Дамчан Дордже Легпа»

РЕДКАЯ БУДДИЙСКАЯ ФИГУРА

Скульптура «Дамчан Дордже Легпа».

Монголия, XVIII век.

Сплав на основе меди, пигменты, позолота; литье, гравировка, раскраска.

Высота: 9,7 см.


Важной особенностью буддизма (точнее буддизма ваджраяны), благодаря которой эта религия получила широкое распространение в мире, – это достаточно легкое включение местных божеств в состав буддийского пантеона. Как правило местные народные божества становились покровителями и защитниками буддийского учения и буддистов. Именно к таким персонажам относится Дамчан Дордже Легпа.

Поскольку Дордже Легпа принадлежит к разряду тибетских буддийских мирских защитников он изображается в традиционной тибетской одежде – в цветном халате, сапогах и широкополой шляпе (сетхеб). Он восседает на белоснежном льве, в свободной позе (лалитасана), в его правой руке магический скипетр ваджра, а в левой – вырванное из груди врага сердце. Простые буддисты верят, что Дордже Легпа охраняет от всякого рода неприятностей, а также является подателем богатства.

Изображение Дордже Легпы встречается на иконах в качестве одного из персонажей, небольшие иконы с его образом часто помещают на домашних алтарях, но его скульптурные изображения достаточно редки. Тем более ценным можно считать данное произведение, выполненное на очень высоком уровне художественного литья.

Как и положено гневному персонажу, Дордже Легпа изображен с тремя глазами, открытым ртом и оскаленными зубами. Его яростное выражение подчеркнуто выделяющимися белками глаз, а также красным цветом бровей и бороды. В ушах героя круглые серьги, на голове традиционная тибетская шляпа, украшенная лентами. Необходимо отметить тщательную проработку всех деталей этой фигуры, имеющей довольно сложный рисунок, – начиная с львиной морды с глазами навыкате и высунутым языком, до тончайшего гравированного рисунка на шляпе и одеже божества.

Также необходимо отметить красивую, правильную моделировку фигуры дхармапалы и сбалансированную в целом конфигурацию скульптуры. Учитывая характерные детали оформления изделия и его общий вид, данную скульптуру можно отнести к монгольским произведениям пластики XVIII века.


Произведение имеет историко-художественное и музейное значение.