top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Дайкоку-рефери


Интересная авторская 11-ти сантиметровая фигура из слоновой кости на подставке неправильной овальной формы изображает Дайкоку в фантастических одеждах, украшенных лаком и позолотой. Он наблюдает за борьбой двух мышей на маленькой овальной арене перед собой, в поднятой руке держит круглый молот «Громовый топор» со шнурами и крупными кистями. Фигура создана японским мастером Масаиэ в 1990-е годы. Начиная с XIV века, утвердился в японском народном пантеоне в числе семи богов счастья в роли щедрого дарителя, снабжающего верующих едой. Среди купцов он стал почитаться как покровитель бизнеса, а в западной Японии он стал воплощением божеств-ками плодородных полей. Уже в японской среде божество приобрело гротескные и юмористические черты, а также человеческие слабости: любовь к еде, напиткам играм и развлечениям. В целом, эта фигура входит в большую группу окимоно разных мастеров 1900-х годов, в которых божество изображается за повседневными занятиями или развлечениями.

Мыши на импровизированной арене изображают схватку сумоистов в своеобразных набедренных повязках. Изначально борьба сумо была ритуальной храмовой борьбой, но в эпоху Эдо (1603-1868), расцвет городской культуры, сумо превращается в популярную городскую забаву, схватки проводятся на рыночных площадях и в кварталах развлечений. Мышь является животным-символом Дайкоку и символом богатства. Божество выступает рефери в схватке зверьков, используя свой молот как сигнальный инструмент – в сумо для этого используется веер. Несколько благопожелательных планов, совмещённых в одной сценке, ярко иллюстрируют характерное городское мировоззрение традиционной Японии и особые приёмы формирования «многослойных» сюжетов-ребусов в литературе, изобразительном и декоративном искусстве страны.


Фигурка «Дайкоку-рефери» оригинальна и очень тщательно исполнена. Она имеет высокое коллекционное и музейное значение.

bottom of page