top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Дайкоку - покровитель бизнеса



Фигура Дайкоку.

Япония, мастерские Мацуда-мати

1933 год (период Сёва, 1926-1989)

Бронза; подставка – дерево.

Общая высота композиции с подставкой: 47 см.

 

Одеяние персонажа, подвязанное поясом, сапоги, мягкий колпак на голове, а также его непременный атрибут – «Громовый топор (или молот)», однозначно указывают на одно из «Семи божеств счастья» народного японского пантеона - Дайкоку (Дакокутэн). Восходя к Древнеиндийскому божеству Махакале («Великий чёрный»), он первоначально почитался как защитник верующих от злых демонов. Начиная с XIV века Дайкокутэн утвердился в японском пантеоне в числе семи богов счастья в роли щедрого дарителя, снабжающего верующих едой (мешок за плечами наполнен дарами урожая). Среди купцов он стал почитаться как покровитель бизнеса, а в западной Японии стал воплощением божеств-ками плодородных полей. Уже в японской среде прежде гневное божество приобрело гротескные и юмористические черты, а также человеческие слабости: любовь к еде, напиткам играм и развлечениям.

Дайкокутэн стал одним из наиболее почитаемых богов счастья в Японии в период Мэйдзи (1868-1912), так как покровительствовал торговле и бизнесу: для страны, вставшей на промышленный курс развития и укреплявшей международные торговые связи, стали актуальны символы предприимчивости и удачи в делах. В первые десятилетия эпохи Сёва растущий экономический потенциал Японии также способствовал сохранению народного культа семи богов счастья, особенно  Дайкокутэна.

Влияние современных изделию стилистических направлений едва заметно выражается в обобщении формы, линеарной пластики складок одежды божества. Окимоно с лёгким, юмористическим настроением и традиционным благопожелательным сюжетом выполнено в лучших традициях японской бронзовой скульптуры начала эпохи Сёва, когда японские мастера начали удачно совмещать классический сюжетный репертуар с обновлёнными средствами художественной выразительности.

  На одеянии фигуры гравировкой нанесена распространённая подпись, которая содержит указание на то, что фигура создана в городе Мацуда-мати, префектура Канагава (прославленная ремесленными и художественными традициями), в 9 году эпохи Сёва (1933), в благоприятный год.

 

Comments


bottom of page