top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Гуанинь Дэхуа


  

Великолепная китайская фарфоровая фигура Гуанинь высотой 52 см.  находится в галерее «Евразия». Гуаньинь – богини милосердия буддийского пантеона Китая. Её имя может переводиться как «Слушающая (наблюдающая) звуки мира», а образ восходит к индийскому божеству (бодхисаттве) Авалокитешваре. Однако в Китае этот персонаж приобретает женские черты, соответствующие традиционному представлению о милостивых божествах, охраняющих дом и семью, оберегающих детей. Иконография Гуанинь, стоящая на волнах, опирается на легенду о том, что Гуаньинь появляется из морской пучины во время кораблекрушений для того, чтобы спасать моряков.

Фигура выполнена из фарфоровой массы белого цвета и покрыта глазурью тёплого оттенка, близкого к цвету слоновой кости. Фигура отличаются монументальностью, уравновешенностью; моделировка характеризуется ясностью форм, графичной точностью объёмов, показанных глубокими линиями рельефа на одежде. Фарфоровые изделия, к группе которых принадлежит скульптура, традиционно создавались в городе Дэхуа провинции Фуцзянь и получили название дэхуа по месту производства. Их отличительными особенностями было отсутствие живописного декора, чистый белый цвет черепка и изысканные формы ритуальных, декоративных изделий и пластики. Своих вершин керамическое искусство Дэхуа достигло при династии Мин (1368-1644). Фарфор дэхуа активно экспортировался в Европу и впоследствии часто повторялся в изделиях немецкой Мейсенской и других европейских мануфактур. Китайские изделия получили на Западе название blanc de chine, что переводится как «китайский белый [фарфор]». В 2021 году ЮНЕСКО включило фарфор Дэхуа в список мирового наследия.

На одеянии богини сзади в фарфоровом тесте оттиснута марка (Хэ Чаоцзуньин) Дэхуа XVII-XVIII веков. Воспроизведение старых марок на художественных произведениях фарфора – традиция китайского искусства, дань уважения старым мастерам и элемент декора, указывающий на прославленный первоисточник. Длительная история религиозной пластики дэхуа и её стилистическое разнообразие позволяло мастерам ХХ века, не отступая от традиции, создавать новые интерпретации сюжетов и технологические приёмы формовки и глазурования. В фигуре заметны отличия от старых образцов, усиление формально-декоративного эффекта, высокая прозрачность и блеск стекловидной глазури, что характерно для китайского фарфора периода восстановления фарфорового производства в Дэхуа середины ХХ века.

Скульптуру Гуанинь из Дэхуа можно считать образцом бережного отношения к фарфору эпохи Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911), продолжением традиций прославленных мастерских Китая.

Comments


bottom of page