• Мареев О.М.

Ветер в соснах

ТИРАЖ ЯПОНСКОЙ ГРАВЮРЫ ВСЕГО 20 ЭКЗЕМПЛЯРОВ

Гравюра «Мацукадзэ» (Ветер в соснах)

Художник-график: Ёсимацу Дзюнъитиро (吉松 順一郎, род. 1953)

Япония, 2021 год.

Бумага, цветная печать, позолота.

Тираж: 20 экземпляров.

Номер оттиска: № 16.

Высота изображения: 56 см.

Ширина изображения: 40 см.



Фон листа заполнен горизонтальными синими и голубыми полосами, на их фоне в нижней части бледно-голубым цветом изображены орнаментальные мотивы, вписанные в ромбы – стилизованные волны, заполняющие фон подобием текстильного узора. Над этими волнами на фоне с синими и голубыми полосами нанесён текст, написанный в скорописной каллиграфической манере. На фоне волн в нижней половине гравюры аппликацией тонкого золотого листа изображён круг со словно осыпающимися вверх фрагментами: небольшие квадраты фольги и мелкие частицы поднимаются к верхнему краю листа. Этот приём находит аналогии в японском традиционном декоративно-прикладном искусстве, где носит название кириканэ («резаное золото»): такими хлопьями золотой или серебряной фольги декорировались поверхности изделий из лака, его имитации можно встретить в инкрустации металлов.

Размер листа (56х40 см) близок к традиционному формату японской гравюры – о̄бан (53 x 39,4 см). Печать выполнена на высоком художественном уровне, отвечающем идее сосаку-ханга («творческая гравюра»). Сосаку-ханга – направление в японской гравюре, оформившееся в самом начале ХХ века. А отличие от гравюры укиё-э XVII-XIX вв., которая была коллективным продуктом художника, резчика досок и печатника, «творческая гравюра» создаётся художником полностью самостоятельно. Это позволяет поддерживать высокое качество печати, следить за сохранением общего художественного замысла и дополнять изображение от руки тиснением или нанесением фольги серебра или золота. В то же время авторская печать значительно снизила тиражи, превратив каждый оттиск в уникальное авторское произведение. На нижнем поле гравюры карандашом справа нанесены цифры 16/20, означающие номер оттиска (16) и общий тираж гравюры (20 экземпляров).

Гравюра относится к произведениям современного мастера Ёсимацу Дзюнъитиро (род. 1953), одного из выдающихся продолжателей традиций сосаку-ханга. Его работы представлены на крупнейших аукционах Японии и на данный момент активно приобретаются как японскими, так и западными коллекционерами.


В своём творчестве Ёсимацу смело сочетает абстрактные композиции с мотивами классического японского искусства: каллиграфией, изображением театральных масок, национальными орнаментами или растительными мотивами (см. иллюстрации). Целая серия работ посвящена традиционному театральному жанру ногаку и включает каллиграфические тексты пьес. Авторские названия соответствуют названиям пьес театра. Лист «Мацукадзэ», представленный на экспертизу, посвящён одноимённой пьесе, одной из самых известных работ великого японского драматурга, реформатора театра Ногаку, Канъами Киёцугу (1333-1384). В пьесе рассказывается о двух девушках из рыбачьей деревни, сёстрах Мацукадзэ (Ветер в соснах) и Мурасамэ (Осенний дождь), которые полюбили молодого придворного, Юкихира. Юкихира был вынужден вернуться в столицу, но девушки сохранили любовь к нему. Роль Мацукадзу является одной из жемчужин танцевального искусства в театре Ногаку: через много лет после описываемых событий дух девушки рассказывает страннику о своём чувстве и исполняет прекрасный танец.

Абстрактное искусство, оставляя свободу интерпретаций, позволяет увидеть в листе морскую гладь, небо, покрытое надписями и восходящее или закатное солнце, словно растворявшееся в небесах или воде.

Исключительное качество печати и использование золотого листа делают произведение замечательным примером современной авторской гравюры, сочетающей традиционную технику и новаторские стилистические приёмы абстрактного искусства.


Гравюра обладает несомненной художественной ценностью, представляет высокий коллекционный и музейный интерес.