• Клёнов В.К.

Ваза «Хризантема».

Китайская ваза, изготовленная в технике перегородчатой эмали


Китай, середина 20 века.

Металл, формовка, перегородчатая эмаль.

Высота: 38 см.


На тулове вазы выделяется куст хризантемы с крупным цветком в центре и несколькими побегами с более мелкими цветами и бутонами. На оплечье помещена порхающая бабочка. Основание вазы подчеркивает полоса чешуйчатого орнамента, а верхнюю часть горла – пояс из трехлопастных элементов жуи.


Произведение выполнено в середине 20 века. Это время, когда используются многие классические традиции эмальерного искусства периода Цин (1644-1911). Следует отметить выверенность композиционного решения, четкость очертаний при изображении растения, а также превосходное качество и блеск эмалей. Обращают внимание тщательно выполненные абрисы каждого лепестка и узорных листьев. Это создается ровными клуазонами, что характерно уже для технологии 20 века. Цветовая гамма изделия отличается гармоничным сочетанием насыщенных красок. Художник соединяет два основных цвета – салатовый фона и розовые цветы хризантем, но это сочетание выглядит гармоничным за счет удачно выбранных оттенков – зеленый довольно спокойный, а холодный розовый становится слегка лиловатым. Цветы и листья хризантемы выполнены с большой долей реализма, и в то же время они предельно декоративны и изысканны.


Хризантема – излюбленный образ на Дальнем Востоке, который отражали в своем творчестве и художники, и поэты. По их определению – это «царица осени», «волшебник, льющий тонкий аромат». 9-го числа 9-го месяца по Лунному календарю отмечали Праздник хризантем, пили специальное вино, настоянное на лепестках этого цветка.

Ваза выполнена на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.