top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Ваза «Бог Эбису и рыба-тай»


«ЭБИСУ С РЫБОЙ ТАЙ»

Япония, 2-я половина 20 века.

Фарфор, скульптурная лепка,

роспись надглазурными эмалями, позолота.

Мастерские Кутани. Высота: 31 см.

Состояние: отличное.

 

Яркий образец японского декоративно-прикладного искусства 2-й половины 20 века в форме рыбы – ваза «Рыба-тай и бог Эбису» 31 см. высотой. Выполненная из фарфоровой массы высокого качества и яркой белизны в мастерских Кутани ваза представляет собой изображение большой рыбы, стоящей на согнутом хвосте. Раскрытый рот является устьем вазы. Рельефом показаны чешуя, лучи плавников, жаберные щели и глаза рыбы, вся фигура покрыта красной надглазурной эмалевидной краской, рельеф подчёркнут тонкими линиями позолоты, жидкими золотом также акцентированы глаза и губы. На сгибе хвоста под плавником, похожим на разложенный зонт, стоит небольшая фигурка божества Эбису в узорчатых одеждах и чёрной шапочке. В его сжатых кулаках выполнены сквозные отверстия, сквозь которые продеты шнуры из витой поволоки. Концы шнура завязаны узлами перед грудью божества, широкая петля охватывает фигуру рыбы вокруг головы.

Ваза решена пластически остроумно и оригинально: сопоставление огромной рыбы и маленькой человеческой фигурки производит комический эффект, в изображении безмятежного благостного божества очевидна симпатия и мягкий юмор. Выполненный в высоком рельефе персонаж – бог Эбису, входящий в группу «Семи богов счастья» японского фольклорного пантеона. Бог океана, рыбалки и простого труда, также защитник маленьких детей, Эбису пользуется любовью простых японцев и часто изображается на произведениях искусства, выполненных в различных материалах. Его постоянным атрибутом является рыба-тай (красный окунь). В Японии тай, обитающая в водах Тихого океана, считается символом удачи, обильного улова, то есть богатства и процветания.

Форма вазы в виде рыбы-тай с небольшой фигуркой Эбису появилась в мастерских Кутани (современная преф. Канадзава) в начале ХХ века и повторялась в работах этих мастерских на всём протяжении ХХ века. Декор оформлялся сочетанием манеры кинрандэ и полихромной надглазурной росписи. Данная ваза сочетает функциональность с яркой декоративностью, остроумным пластическим решением, может выступать и как сосуд для цветочной композиции, и как декоративная скульптура окимоно, коллекционный предмет и элемент интерьерного решения.

 

 

Comments


bottom of page