• Клёнов В.К.

ВАЖНЕЙШИЙ ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ В БУДДИЗМЕ

СТУПА

Ступа.

Китай, конец XVIII – начало XIX века.

Сплав на основе меди, пигменты; литье, штамп, инкрустация, раскраска.

Высота: 11,6 см.

Архитектурное сооружение ступа (тиб. чортэн, монг. суварган) – один из самых ранних объектов поклонения в буддизме. Первые ступы строились в священных местах в ознаменование основных событий в жизни Будды Шакьямуни, а также в качестве реликвариев для хранения частиц тела Будды, оставшихся после его кремации. Каноническая форма ступы имеет трехчленное деление: квадратное основание, полусферическую центральную часть и треугольный шпиль. По мере распространения буддизма конфигурация ступы, сохраняя основные составные части, приобретала новые конструктивные элементы и национальные особенности в декоре. В Центральной Азии существует восемь архитектурных разновидностей ступ, каждая из которых соответствует главным событиям в земной жизни Будды Шакьямуни.

По образцам монументальных ступ в дальнейшем начали изготавливать их миниатюрные модели, которые стали устанавливать на буддийских алтарях в качестве символа просветленного сознания Будды. Данный образец представляет ступу просветления Будды. Она считается самой важной, так как достижение просветления – основная цель буддийского пути. Основные конструктивные части ступы символизируют пять первоэлементов, из которых, по представлениям буддистов, состоит внешний мир и тело человека. Квадратное основание или так называемый «львиный трон» с рельефными изображениями львов, как в данном случае, символизирует землю. Купол в форме полусферы, или сосуд (тиб. bum pa), представляет элемент воды. Конический шпиль из тринадцати колец воплощает элемент огня. Верхний зонт и навершие соответственно – элементы воздуха и пространства. Каждый элемент ступы также соответствует определенному буддийскому понятию.

Главной частью ступы является центральная полусфера бумпа – именно сюда помещались реликвии при освящении этого культового объекта. В большинстве миниатюрных ступ на бумпе имеется окошко в виде арки, куда помещена небольшая иконка с изображением Будды Шакьямуни. Тулово бумпы нередко декорировалось гравированным или рельефным (как в данном случае) рисунком в виде ожерелий и подвесок.

Данное скульптурное изображение соответствует каноническим пропорциям ступы в тибетском искусстве, отличается качественным литьем и повышенным вниманием к декору изделия с элементами инкрустации. Учитывая характерные детали оформления изделия и его общий вид, данное произведение можно относится кругу предметов второй половины XVIII – начала XIX века.

Произведение имеет историко-художественное и музейное значение.