• Галерея "Евразия"

Ваджрабхайрава


Буддийская фигура Ваджрабхайрава

Китай, XIX в. Тибето-китайский стиль. Сплав на основе меди, пигменты; литье, гравировка, чеканка, позолота, раскраска.

Высота: 11,5 см.

Ваджрабхайрава известен также под именем Ямантака – это гневное воплощение бодхисаттвы мудрости Манджушри. Именно в этом проявлении Манджушри сумел обуздать владыку смерти Яму в его ненасытной жажде новых жертв, когда из-за его гнева чуть было не обезлюдел весь Тибет. На философском уровне эта победа понимается как торжество мудрости высшей реальности над злом, невежеством, страданием и смертью.


Ямантака входит в группу «Восьми ужасных» – наиболее известных и почитаемых дхармапал – защитников буддийского Учения и отдельных верующих от различных зол, как естественного, так и сверхъестественного характера.

Данное скульптурное изображение Ваджрабхайравы изготовлено в соответствии с его иконографическим образом: персонаж стоит на овальном пьедестале из лепестков лотоса в позе пратьялидха («поза стрелка из лука»), попирая ногами фигурки индуистских божеств, животных и птиц; шестнадцать пар рук вытянуты в стороны, две руки обнимают женский торс, при этом в левой руке находится ритуальный нож (карттрика), а в правой – сосуд из черепа (капала); пирамиду из голов с гневными ликами, самая крупная из которых – голова быка, венчает голова бодхисаттвы Манджушри, а также вздыбленные вверх волосы красного цвета; за спиной божества висит шкура слона.

Скульптура отлита из медного сплава с помощью широко распростра­ненного в культовой пластике метода литья по исчезающей восковой модели. Учитывая большое количество деталей и дробность данного образа, его скульптурное воплощение является достаточно сложным в техническом исполнении, поэтому скульптуры Ямантаки встречаются относительно редко. Данная фигура выполнена на высоком технологическом уровне и имеет историко-художественное и музейное значение.