• Мареев О.М.

БУМАГА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ АТРИБУТИРОВАНИЯ ЯПОНСКОЙ ГРАВЮРЫ

Васи (яп.) - так называется бумага, изготовленная в Японии традиционным методом. Слово «васи», с ударение на первом слоге, состоит из двух иероглифов, из которых «ва» - это Япония, а «си» - бумага.

В настоящее время японская бумага используется, в основном, для относительно дорогих поздравительных открыток и листов для каллиграфического письма, а в прошлом сфера её применения была гораздо более широкой. Из этой бумаги изготовлялись сёдзи (передвижные перегородки внутри дома), светильники, зонты, игрушки, веера, не говоря уже о том, что на васи печатались японские гравюры.

Считается, что технология изготовления бумаги ручным способом была получена из Китая в период прихода буддизма в Японию, а это приблизительно 7 век. Но уже в 8 веке был разработан и японский метод выделки бумаги, который сохранился, почти в неизменном виде, до настоящего времени. Суть метода в перемешивании взад-вперед древесных волокон в чане с водой. Волокна постепенно оседают на дне чана на сетке, сцепляясь в лист. Поскольку идёт интенсивное перемешивание волокон в чане, они ложатся одно на другое вдоль и поперек, образуя хаотичную сетку. Полученный лист сушат, и дополнительно обрабатывают; таким образом бумага становится прочной и долговечной.

Бумагу изготавливают из трех видов сырья: волокон коры бумажной шелковицы кодзо, кустарника мицумата и дерева гампи. Этот состав позволяет получить прочную бумагу. Отбеливатели и химикаты при этом не используются, в связи с чем бумага не желтеет на солнце, аи даже наоборот, под воздействием ультрафиолета, становится белее.

Уже 1200 лет японские мастера изготавливают бумагу, свои навыки они передают из поколения в поколение. Однако у каждого мастера свои секреты. В связи с этим бумага, специально произведенная для гравюр, может быть более или менее тонкой, в большей или меньшей степени глянцевой, а также приближаться к различным оттенкам белого.

Любой коллекционер гравюр при осмотре конкретного листа обращает самое пристальное внимание на бумагу с обратной стороны, сравнивая оттиск с другими образцами. Кстати, именно бумага в ряде случаев дает ответ на вопрос о том, а не перегравировкой ли является рассматриваемая гравюра?

Ни в музее, ни на выставке Вам не позволят рассматривать гравюры со всех сторон. В галерее «Евразия» вместе с экспертом Вы можете взять лист в руки, тщательно осмотреть его, и сделать соответствующий вывод.


Утагава Хиросигэ I (1797-1858)

Лист: «Храм Дзодзё-дзи в парке Зиба».

Серия: «Достопримечательности Восточной столицы». Япония, 1835-1838-е годы. Материал и техника: Бумага, цветная ксилография. Размеры: 23,7 х 37,0 см.

№ 8-544 ГРАВЮРА ПРОДАЕТСЯ В ГАЛЕРЕЕ «ЕВРАЗИЯ»

Недавние посты

Смотреть все