top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Будда Шакьямуни 15-16 вв.



В галерее в настоящее время находится 6 фигур Будды Шакьямуни разного размера, изготовленных в разных станах из различных материалов. Время их создания: от XV до XX века.


Самая ранняя из фигур была создана на Тибете в конце XV – начале XVI века методом литья из сплава на основе меди, далее доработана гравировкой, раскрашена пигментами и покрыта позолотой. Высота фигуры 15,5 см.

В этой скульптуре Будда Шакьямуни представлен в традиционной иконографии в соответствии с всеми признаками просветленного существа.

Особенностью данного скульптурного изображения является наличие небольшого рельефного скипетра ваджры на лотосовом пьедестале перед фигурой Будды. Ваджра – символ буддизма ваджраяны (Алмазной колесницы), направления, возникшего в V–VII вв. на севере Индии и получившего в дальнейшем распространение в Гималайском регионе, в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве. Отличительной чертой данного направления является множество текстов, посвященных ритуальным и медитативным практикам. В одном из сборников таких текстов (Садханамала) есть упоминание образа Будды с ваджрой на пьедестале: «Поклоняющийся должен медитировать как (Ваджрасана), который правой рукой показывает бхумиспарша мудру, а левая лежит у него на коленях. Он одет в красные [монашеские] одежды и восседает на отмеченном ваджрой двойном лотосе…»[1]. Ваджрасаной также называют позу медитативного сосредоточения.

Характерная моделировка лепестков лотосового пьедестала в виде многослойных рельефных пластин; монашеское одеяние со складками на плече и под ногами, украшенное тонкой каймой с гравированным узором; пропорции фигуры; прическа из небольших бугорков с ушнишей, увенчанной символической драгоценностью; раскрашенные волосы, глаза и губы – все это позволяет уверенно отнести данную скульптуру к тибето-непальской буддийской металлической пластике XV–XVI вв. Фигура выполнена на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.

[1] Цит.по Schroeder Ulrich von. 108 Buddhist statues in Tibet: evolution of Tibetan sculptures. Hong Kong. 2008. P. 142.

Comments


bottom of page