• Мареев О.М.

БОЛЬШАЯ КИТАЙСКАЯ ФАРФОРОВАЯ ВАЗА

В СТИЛЕ 18 ВЕКА

Ваза «Летящие журавли».

Китай, 1970-е годы.

Фарфор, надглазурная роспись эмалями, железными красками, подглазурный кобальт.

Высота 41 см.

Марка: Да Цин Цяньлун няньчжи















Данное изделие является прекрасным образцом китайского фарфорового производства второй половины 20 века. Это ваза с туловом персикообразной формы, переходящим в высокое цилиндрическое горло. Сосуд декорирован в технике надглазурной росписи. Вся поверхность тулова покрыта светло-желтой эмалью, по которой произведена роспись корпусной белой эмалью, изображающей цветы, а также коричневато-красной краской выполнены стилизованные круглящиеся облака.

На этом фоне выделяются фигуры белых красношапочных журавлей, созданных в технике резерва. Птицы изображены в самых разнообразных позах и ракурсах, иногда причудливо изогнутыми в полете. Они нарисованы белой эмалью, а некоторые элементы их фигур подчеркнуты железной черной краской – это ноги, концы крыльев.

Помимо прекрасной росписи следует обратить внимание на оттенок желтого цвета, которым покрыта вся ваза. С древнейших времен желтый цвет считался цветом китайских правителей. Одежду золотисто-желтого цвета в тот период позволялось носить только императору, поскольку считалось, что именно желтый цвет говорит о богатстве и власти.

В современном фарфоровом производстве Китая производятся изделия с самыми разными оттенками желтого цвета, но одни оттенки, по мнению китайских экспертов, «выглядят дешево», а другие – повторяющие желтый цвет 18 века и более раннего периода- выглядят изысканно.

Художнику данного изделия удалось получить такой насыщенный оттенок желтого цвета, который выглядит благородно и является прекрасным поддерживающим фоном для живописи.

Следует также отметить виртуозную, почти филигранную манеру нанесения эмалевых красок. Мастер использует особый живописный прием, когда в фигурах журавлей по белой эмали пастозно или в виде штрихов наносятся железные краски – черная и красная. Применение корпусных эмалей создает фактурную многослойность и усложняет пространственное решение композиции. Соединение лучших приемов разных эпох отчетливо проявляется в творчестве мастеров 70-х годов 20 века, к которым можно отнести данное произведение.

Сюжет росписи проникнут глубокой благопожелательной символикой. Образ журавля в китайской мифологии популярен с древности и до 20 века. По даосским поверьям на этих волшебных птицах путешествовали в небесах бессмертные святые, поэтому считалось, что они даруют долголетие. Эти птицы олицетворяли мудрость, преданность и счастливое супружество. В Китае верили, что наблюдение за танцующими журавлями приносило счастье и удачу.


Ваза выполнена на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.