• Мареев О.М.

Большая китайская ваза, декорированная перегородчатой эмалью

Коллекция галереи «Евразия» пополнилась великолепным образцом китайского художественного металла, декорированного в технике перегородчатой эмали (клуазоне). Рассматриваемое произведение представляет большую вазу, имеющую форму двойной тыквы с длинным перешейком посередине, стоящую на высокой кольцевой ножке, расширяющейся к низу.

Ваза «Играющие львы шицзы» Китай, первая четверть 20 века. Металл, формовка, чеканка, гравировка, перегородчатая эмаль Высота: 57 см.










По бокам вазы помещены декоративные ручки в виде драконов. Дополнение эмалевого декора ручками из позолоченного металла придают изделию особую нарядность.


На нижней сфере развёрнута композиция, представляющая собой Львов шицзы, играющих с драгоценными шарами, украшенными развевающимися разноцветными лентами. Художнику при создании композиции удалось достичь почти невозможного, а именно, создать ощущение движения. Львы шицзы изображены в разных позах, которые в совокупности создают иллюзию движения.


Декор верхней части тулова копирует декор на ножке и представляет собой круговую композицию из цветов пиона и китайской травы. Низ тулова акцентирован узором из стилизованных узоров жуи, а перешеек выделен тремя орнаментальными поясами, один из которого повторяет узоры жуи, второй образован телами архаичных драконов, а третий представляет собой остроконечные листья криптомерии.


В соответствии с дальневосточной традицией все декоративные мотивы наполнены благопожелательным смыслом. Лев шицзы считался спутником Будды, подчеркивающим величие учителя, которому он служил как верная собака. Поэтому его иногда называли «собака Фо» (собака Будды). В период Цин (1644-1911), когда религиозно-сакральный аспект данного образа трансформируется в благопожелательную символику, лев начинает символизировать силу характера, мощь, благородство. Немаловажное значение имела и мифологическая составляющая этих фигур - их функция оберега от злых сил. По совокупности признаков произведение следует датировать началом 20-го века. В это время сохраняются многие многовековые классические традиции эмальерного искусства Китая. В колористической гамме обращают на себя внимание холодный оттенок серого цвета, интенсивный жёлтый, зелёный, винно-красный, белый и густой черный. Помимо этого, появляются тоновые вариации эмалей, что связано с экспериментами на основе новых красителей: весьма характерна для указанного периода травянисто-зеленая эмаль темного оттенка. Несомненным достоинством декора является виртуозная вязь изящных золотистых клуазонов, покрывающих весь чёрный фон и превращающих поверхность в волнообразное мерцающее узорочье, что создает впечатление ювелирного богатства. Большая ваза привлекает внимание изысканной цветовой гаммой и оригинальностью формы и композиции. Данная ваза, помещённая в любой интерьер, привнесёт особую атмосферу красоты, которой можно наслаждаться бесконечно. Изделия такого размера и качества исполнения встречаются на мировом антикварном рынке редко.

Произведение имеет музейное значение.