• sbelin

БОЛЬШАЯ БУДДИЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА
















Скульптура

«Авалокитешвара Падмапани».

Тибет (Китай), XVIII-XIХ век.

Сплав на основе меди, пигменты; литье, гравировка, чеканка, раскраска.

Высота: 75 см.



Авалокитешвара – один из наиболее почитаемых персонажей тибетского буддизма. Это бодхисаттва[1] милосердия и сострадания. Древняя легенда рассказывает о его появлении из луча света правого глаза Будды Амитабхи, когда тот был в состоянии глубокой медитации. После благословения Амитабхи Авалокитешвара произнес мантру: Ом, мани падме хум, что в переводе означает «драгоценность в лотосе». Лотос здесь символизирует весь мир, в котором заключено драгоценное учение Будды. Это самая известная молитвенная формула северного буддизма. Особая популярность Авалокитешвары объясняется тем, что он замещает Будду Шакьямуни в нашем мире в настоящий исторический период, вплоть до прихода Будды Майтреи. Все наиболее крупные тибетские лидеры считаются перерождениями Авалокитешвары – царь Сронцзангампо, далай-ламы, главы секты кармапа. Недаром знаменитый дворец далай-лам назван Поталой. Потала – имя мифической небесной страны, где обитает бодхисатва милосердия.

Наиболее полный список иконографических форм Авалокитешвары включает 108 изображений. Образ Авалокитешвары Падмапани является одним из самых древних, первые изображения датируются IV-VI вв. н.э. В этой форме Авалокитешвара принимает облик прекрасного юноши с гибким станом, в короне и царских украшениях. Обязательный его атрибут – это цветок лотоса на длинном стебле. Считается, что через своего духовного отца Будду Амитабху Авалокитешвара получил от Ади-Будды (изначального будды) активную силу творения и создал реальный мир или макрокосмос, символом которого является лотос.

Данная скульптура изготовлена в соответствии с традициями художественного литья, принятыми тибетскими мастерами от ремесленников северо-восточной Индии X-XII вв., основавшими так называемый стиль Пала-Сена. Фигура установлена на высоком пьедестале из двойного ряда лотосовых лепестков. Падмапани изображен стоящим с едва заметным S-образным изгибом тела. Его правая рука опущена вниз ладонью наружу в жесте, дарующем благо (варада-мудра). Левая рука в жесте поучения (витарка-мудра) сжимает стебель лотоса, сам цветок расположен у левого плеча Падмапани. Его украшения согласно канону соответствуют облику милостивых бодхисаттв: браслеты, бусы и ожерелья, крупные серьги. На голове – корона с рельефными зубцами, между центральным зубцом и высокой прической мастер поместил миниатюрное изображением Будды Амитабхи. Всю фигуру божества как ореол окутывает длинный узкий шарф, его вьющиеся концы, а также ассиметричное изображение набедренной повязки (дхоти), создают впечатление дуновения легкого ветерка.

В целом скульптура отличается строгим соответствием иконографическому канону, пропорциональностью, высоким качеством литья и чеканки, тщательной проработкой деталей. Это хороший образец тибето-китайской бронзовой пластики.


На антикварном рынке России скульптуры такого размера и качества исполнения практически не встречаются.


[1]Бодхисаттва – существо, практически достигшее нирваны; стать буддой и уйти в нирваническое небытие для бодхисаттвы лишь последний, логически подготовленный шаг на пути тысячелетних перерождений. Но бодхисаттвы сознательно не делают этого шага, чтобы спасти все живые существа от уз сансары.