top of page
  • sbelin

БОЛЬШАЯ БУДДИЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА
















Тибет (Китай), XVIII-XIХ век.

Сплав на основе меди, пигменты; литье, гравировка, чеканка, раскраска.

Высота: 75 см.



Авалокитешвара – один из наиболее почитаемых персонажей тибетского буддизма. Это бодхисаттва[1] милосердия и сострадания. Древняя легенда рассказывает о его появлении из луча света правого глаза Будды Амитабхи, когда тот был в состоянии глубокой медитации. После благословения Амитабхи Авалокитешвара произнес мантру: Ом, мани падме хум, что в переводе означает «драгоценность в лотосе». Лотос здесь символизирует весь мир, в котором заключено драгоценное учение Будды. Это самая известная молитвенная формула северного буддизма. Особая популярность Авалокитешвары объясняется тем, что он замещает Будду Шакьямуни в нашем мире в настоящий исторический период, вплоть до прихода Будды Майтреи. Все наиболее крупные тибетские лидеры считаются перерождениями Авалокитешвары – царь Сронцзангампо, далай-ламы, главы секты кармапа. Недаром знаменитый дворец далай-лам назван Поталой. Потала – имя мифической небесной страны, где обитает бодхисатва милосердия.

Наиболее полный список иконографических форм Авалокитешвары включает 108 изображений. Образ Авалокитешвары Падмапани является одним из самых древних, первые изображения датируются IV-VI вв. н.э. В этой форме Авалокитешвара принимает облик прекрасного юноши с гибким станом, в короне и царских украшениях. Обязательный его атрибут – это цветок лотоса на длинном стебле. Считается, что через своего духовного отца Будду Амитабху Авалокитешвара получил от Ади-Будды (изначального будды) активную силу творения и создал реальный мир или макрокосмос, символом которого является лотос.

Данная скульптура изготовлена в соответствии с традициями художественного литья, принятыми тибетскими мастерами от ремесленников северо-восточной Индии X-XII вв., основавшими так называемый стиль Пала-Сена. Фигура установлена на высоком пьедестале из двойного ряда лотосовых лепестков. Падмапани изображен стоящим с едва заметным S-образным изгибом тела. Его правая рука опущена вниз ладонью наружу в жесте, дарующем благо (варада-мудра). Левая рука в жесте поучения (витарка-мудра) сжимает стебель лотоса, сам цветок расположен у левого плеча Падмапани. Его украшения согласно канону соответствуют облику милостивых бодхисаттв: браслеты, бусы и ожерелья, крупные серьги. На голове – корона с рельефными зубцами, между центральным зубцом и высокой прической мастер поместил миниатюрное изображением Будды Амитабхи. Всю фигуру божества как ореол окутывает длинный узкий шарф, его вьющиеся концы, а также ассиметричное изображение набедренной повязки (дхоти), создают впечатление дуновения легкого ветерка.

В целом скульптура отличается строгим соответствием иконографическому канону, пропорциональностью, высоким качеством литья и чеканки, тщательной проработкой деталей. Это хороший образец тибето-китайской бронзовой пластики.


На антикварном рынке России скульптуры такого размера и качества исполнения практически не встречаются.


[1]Бодхисаттва – существо, практически достигшее нирваны; стать буддой и уйти в нирваническое небытие для бодхисаттвы лишь последний, логически подготовленный шаг на пути тысячелетних перерождений. Но бодхисаттвы сознательно не делают этого шага, чтобы спасти все живые существа от уз сансары.



Comments


bottom of page