top of page
  • sbelin

Божество Вэньчан на троне

Даосская бронзовая скульптура


Китай, 17 век. Металл, литье, гравировка, патинирование. Высота: 12 см.




Китайский бог Вэньчан изображен в традиционной позе - восседающим на троне в торжественной репрезентативной позе. В сложенных перед собой руках Вэньчан держит скипетр, означающий в данном случае пожелание исполнения желаний. Лицо свидетельствует о сакральной и социальной значимости его личности: взгляд суров и бесстрастен, борода разделена на три длинные пряди и ниспадает на грудь.


В данной фигуре Вэньчан предстает как сановник в головном уборе периода Сун (10-13 вв) – в шапке, закрепленной шпилькой и завершающейся на затылке волютообразным валиком. В то же время, намеченный на груди буфан (квадрат с определенным декором, символизирующим ранг чиновника) характерен для официального костюма лишь с династии Мин (1368-1644). Поэтому, основываясь на атрибутике персонажа, скульптуру следует датировать в диапазоне от позднего Мин до раннего Цин, т.е. 17 веком. Это подтверждается также технологическими особенностями и пластическим решением скульптуры.


Вэньчан – бог культуры и литературы, почитаемый в даосской религии. Изображение Вэньчана в образе чиновника вполне естественно, так как именно чиновники отлично знали иероглифы и литературу, поскольку для получения этого ранга они должны были сдавать сложные экзамены. Более того, считается, что у Вэньчана имеются два важных достоинства. Он, с одной стороны, ведает экзаменами на право занятие чиновничьей должности, в которой знание древней китайской литературы было обязательной дисциплиной, а с другой – содействует рождению литературного и поэтического таланта.


В широких народных массах Китая всегда существовало искреннее уважение к письменности, и в этой связи почитание китайцами Вэньчана, особенно в день его рождения – третий день второго лунного календаря, является вполне естественным.


В галерее «Евразия» имеются две фигуры этого божества в отличной сохранности. Обе датируются 17 веком.

bottom of page