top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Бирюзовая патина

 


Необычная ваза высотой 24 см. имеет коробку для хранения и транспортировки вазы томобако. Это важный атрибут японских произведений декоративно-прикладного искусства, играющий роль своеобразного паспорта предмета. Из надписи на крышке томобако можно узнать авторское название данного произведения: «Ваза для цветов из зелёной/голубой меди» (или «из меди с зелёным/голубым»). Искусственная патина бирюзового цвета, нанесенная нерегулярными пятнами на медный сплав насыщенного кирпично-бордового цвета напоминает эффект кристаллизации глазури на керамических изделиях. Этот технический приём широко использовался китайскими и японскими мастерами для придания изделиям облика благородной старины и для создания художественных эффектов. 

На крышке томобако нанесены также иероглифы: «Сделал Канкэй», ниже – печать красной тушью в архаическом написании иероглифов имени Канкэй. Авторская марка из двух иероглифов в овальном картуше «Канкэй» нанесена рельефом и на основании самого произведения. Стилистические особенности изделия, марка на дне и надписи на томобако позволяют без сомнений отнести вазу к работам Хання Канкэя (род. 1933), представителя блестящей длительной династии художников по металлу города Такаока, одного из крупнейших центров японского бронзового литья с XVI века. С 1950 г. Хання Канкэй работал в мастерской отца, с 1968 г. начал самостоятельно выставляться на Выставке японских традиционных ремёсел в г. Тояма. Постоянно участвуя в выставках традиционных ремёсел и прикладного искусства, мастер завоевал не только многочисленные награды, но и репутацию знатока истории художественного металла Японии и тонкого ценителя древних изделий. По заказу храма Дзэнцудзи в 1978 г. он создал копию одной из реликвий храма, в 1986 – бронзового китайского чайника из сокровищницы храма Дойтокудзи, по заказу Агентства императорского двора в 2001 году – одного из бронзовых изделий императорской сокровищницы Сёсоин. Создание копий стало возможным во многом благодаря большой исследовательской работе мастера в области искусственного патинирования – покрытия бронзовых и медных изделий химическими составами, создающими эффект старины или декоративный эффект в виде участков широкой гаммы цветов окисленной меди – от ярко-голубых до зелёных и цвета бирюзы.

 

Представленная на экспертизу ваза – прекрасный образец свободного и артистичного владения этой техникой. Наследуя длительной традиции японского бронзолитейного искусства, она обладает современным звучанием за счёт асимметричных пятен патины, их цветового контраста с фоном и лаконичной формы вазы.

 

Ваза «Бирюзовая патина» выполнена на высоком техническом и художественном уровне прославленным японским мастером Хання Канкэй, имеет высокую музейную и коллекционную ценность.

 

 

Kommentare


bottom of page