Галерея "Евразия"
Бидзинга

Авторское блюдо «Красавицы»
Япония, середина 20 века.
Фарфор, надглазурная роспись эмалями, железной красной краской, золотом.
Диаметр :46 см.
Подпись: мастерские Арита, мастер Ико.
Изображение на блюде представляет собой вариацию классической композиции в жанре бидзинга (картины красавиц). Его возникновение относится ко второй половине 17 века и связано с формированием городской культуры, центром которой стал город Эдо (современный Токио). Интерес к женским персонажам был вызван той ролью, которую играли в жизни больших городов этого времени «веселые кварталы». Портреты их обитательниц пользовались большим спросом у горожан, благодаря чему этот жанр стал популярным у живописцев и мастеров гравюры Укиё-э. Блистательно этот жанр воплотился в творчестве знаменитых мастеров гравюры – Харунобу, Киёнага,Утамаро. Они создали основные типы композиций, приемы изображений и, главное – воплотили в своем творчестве идеальный женский образ своего времени. Последующие художники им часто следовали, при этом высоко ценилось умение в рамках канона проявить собственный стиль и оригинальность.
Рассматриваемое произведение наглядно демонстрирует приверженность автора к классической трактовке сюжета. На лицевой поверхности блюда на фоне сотового рисунка, нанесенного золотом, выделяются три женские фигуры в роскошных кимоно. Лица красавиц, согласно традиции, лишены портретных черт, их образная характеристика строится художником с помощью медленных и плавных ритмов линий, очерчивающих детали и складки одежды. Необыкновенные по красоте тканей и колористическому решению, эти одеяния своими цветочными орнаментами придают изображению лиричный, поэтический настрой. В изящной руке у сидящей дамы - кисть, что является свидетельством высокого статуса изображенных куртизанок. Их главное искусство – это умение держать себя, умение красиво двигаться и танцевать, вести галантные беседы. Обычно они обладают безупречным вкусом, они образованы, умны, пишут стихи.
На обратной стороне блюда, продолжая тему красавиц, изображены три виньетки в виде полураскрытых вееров с развевающимися лентами, которые служат благими пожеланиями.
Авторские предметы такого музейного уровня исполнения и сохранности на российском антикварном рынке встречаются редко.