• sbelin

АВТОРСКАЯ СКУЛЬПТУРА МАСТЕРСКИХ МИЯО (ЯПОНИЯ)


Скульптура «Воин с палицей»

Япония, период Мэйдзи (1868-1912).

Бронза, литьё, гравировка, патинирование, позолота, дерево.

Подпись: Ватанабэ сэй.

Высота: 33 см.


Японская декоративная бронзовая пластика периода Мэйдзи (1868-1912), посвященная героям национальной истории, пользуется большим спросом среди коллекционеров.

Данная скульптура – характерный пример такого рода. Это воин асигару с палицей, которую он удерживает обеими руками. Асигару были облачены в неполные доспехи, состоящие из латной юбки и нагрудных лат, поверх которых надевалась куртка до колен. Часто они ходили босыми, а их основным оружием было копье или палица для того, чтобы вышибать всадников из седла.

Произведение выполнено в технике литья из бронзы и декорировано позолотой, гравировкой, патинированием и полировкой. На бедре слева дана вертикальная подпись из трех иероглифов: Ватанабэ сэй (сделал Ватанабэ). Скульптура стационарно закреплена на прямоугольной деревянной подставке, опирающейся на четыре ножки, соединенные ажурным подзором с растительным орнаментом. Композиция отличается повышенной экспрессией, переданной постановкой фигуры с резко выдвинутой вперед ногой, завихряющимися деталями одежды, торчащими прядями волос. Одежда воина декорирована монами в виде буддийского «колеса закона» - хорин. Это дает основание считать, что изображен воин из клана Сакакибара, поскольку хорин был его фамильным гербом.

Даймё (князь) Сакакибара Ясумаса (1548-1606) служил полководцу Токугава Иэясу, ставшему впоследствии сёгуном, которому удалось объединить Японию после междоусобиц и основать династию Токугава, правившую страной на протяжении следующих двух с половиной веков. Во время борьбы за власть будущий сёгун опирался на войска, в которые входили не только самураи, но и асигару (досл. «легконогие», «не прикрытые доспехами»). Простые пехотинцы позднего средневековья асигару являлись самой многочисленной частью самурайских армий, и их действия на полях сражений во многом определили исход противостояния между соперничавшими даймё.

Произведение принадлежит известным мастерским компании Мияо, созданной в середине 19 века Мияо Эйсукэ из Иокогама. После 1890 года она работала как в Иокогама, так и в Токио, и стала в период Мэйдзи (1868-1912) одним из главных центров по изготовлению художественной бронзы. Ассортимент ее продукции отличался широким диапазоном изделий – от сосудов в классическом китайском стиле до разнообразной пластики, воспроизводящей национальные типажи, героев мифологии, самураев. В технике исполнения и приемах орнаментации прихотливо сочетались сложившиеся в предшествующие столетия методы обработки металла, в первую очередь искусное моделирование формы, а также полихромное патинирование поверхности, позолота и серебрение, что рождало эффект иро-э – цветной рельефной картины.

Изысканные, богато декорированные изделия мастерских Мияо украшают экспозиции многих музеев.