Японская гравюра «Две юные красавицы»

Гравюра «Две майко» («Две юные красавицы»).
Автор: Рëхэй Мива (1929 - 2011).
Япония, 2003 год.
Литография.
Оттиск 232 из 250.
Галерея "Евразия" обладает большой коллекцией японских гравюр 17-21 веков. Среди новых поступлений - работа выдающегося художника Рëхэй Мива "Две майко".
На печатном листе почти квадратного формата помещены поясные изображения двух юных девушек в нарядных кимоно, со сложными причëсками с многочисленными украшениями: шпильками кандзаси с лëгкими подвесками, шпильками с шаровидными коралловыми бусинами (тама-кандзаси), лентами и наколками с длинными спускающимися соцветиями глицинии (сидарэ-кандзаси). Фоном парных изображений служит золото, что сближает печатный лист с произведениями классической декоративной живописи Японии, ширм, настенных росписей, вееров. Это богатство орнаментов и цветов оттеняется нежно и деликатно решëнными лицами: нежный румянец, тонкие линии почти детских лиц, немного расфокусированные задумчивые взгляды создают трогательные образы.
Гравюра выполнена в технике литографии, которая получила распространение в Японии только в первой половине ХХ в. Подпись на гравюре, стилистические особенности и аналогии в открытых источниках позволяют определëнно отнести лист к работам талантливого художника-гравëра Рëхэй Мива (1929 - 2011). Многие свои живописные работы Рëхэй воспроизводил в гравюре, в основе композиции «Две майко» также лежит живописное произведение.
Основной темой творчества Рëхэй Мива были женские образы, в том числе связанные с традиционной культурой японских городов. Частыми героинями его произведений являются гейши и майко. На гравюре показаны майко – ученицы гейш, которые принимают участие в разнообразных увеселительных мероприятиях и обучаются танцу, пению, исполнительству на музыкальных инструментах, аранжировке цветов и другим национальным искусствам. В отличие от гейш, юные майко носят богато украшенные причëски (без париков или шиньонов), и цветные нижние кимоно. В литературе Японии их сравнивают с нежными цветами сакуры, чья свежесть вызывает умиление и восторг, но быстро проходит. Изображение майко позволяет мастеру проявить изобретательность в передаче костюма и украшений кандзаси, в колористическом решении листа, подчеркнуть хрупкую красоту девушек и прелесть их юности. Лист удачно дополнит коллекцию современной японской графики, и – в то же время – станет ярким декоративным акцентом современного интерьера.
02.04.2025