Ваза «Цветы», выполненная в технике дзоган


Ваза "Цветы".
Япония, Эпоха Сëва (1926-1989), середина 20 века.
Бронза, жëлтый металл; белый металл; чеканка, насечка, инкрустация дзоган.
Высота: 22 см.

Бронзовая ваза с изображением цветов, находящаяся в галерее «Евразия» – яркий пример японского художественного металла середины ХХ века. Грушевидная форма, стоящая на низком кольцевом основании, раскрывается к устью широким раструбом, поверхность декорирована с применением насечки и инкрустации.

Фон выполнен мелкими бугорками равномерной чеканкой, визуально напоминающей традиционный приëм оформления деталей воинского вооружения и монтировки меча – нанако (рыбья икра). На этом фоне гладкими участками бронзы, ограниченными глубокими прорезанными линиями, расположены фигуры абстрактной формы. В просветах между ними изображены цветки с белыми лепестками и жëлтыми сердцевинами. Лепестки выполнены в сложной технике насечки: белый металл вбит в гравировку, положенную перекрëстными штрихами; отчасти остаëтся видна бронзовая основа, что придаëт поверхности сложный цвет и игру фактуры.

Эта техника инкрустации в японском искусстве художественного металла носит название дзоган, что примерно аналогично западно-европейскому термину «дамаскирование». Техника дзоган в Японии известна с VIII века. Своего расцвета и особой ювелирной тонкости она достигла в работах выдающегося мастера Комаи Отодзиро (1842-1917). Однако после смерти Комаи данная техника была почти забыта и восстановлена только в середине ХХ века. Сердцевины цветов на вазе инкрустированы жëлтым металлом.

На основании вазы внутри кольцевой ножки выполнена надпись из четырëх иероглифических знаков: 七 廾(?)一作 – сделал мастер Сатору (второе, личное имя, не находит прочтения в представленных иероглифах и, вероятно, является творческим псевдонимом мастера).
Ваза выполнена в стилистике 50-х годов ХХ века: простая форма сочетается с авангардно абстрактными формами и реалистическими деталями, использованы сложные техники инкрустации. Изделие находит аналогии среди работ мастеров круга Хама Тацуя, Камэкура Хосю – крупнейших художников по металлу, работавших в 1950-1960 годах, чьи работы хранятся в крупнейших музеях мира.


04.07.2025

Поделиться списком