Ваза с редким для японского фарфора сюжетом «Винные гроздья»




Япония, конец ХХ – начало XXI в.
Фарфор, глазурь; подглазурная роспись кобальтом, надглазурная полихромная роспись.
Высота 36 см.

   Ваза представляет современную работу японского художественного фарфора, выполненную признанным японским художником-фарфористом Фудзии Сëун (род. 1933) в традициях старейшего центра японского декоративно-прикладного искусства – Арита (современная префектура Сага).
Мотив виноградной лозы редко встречается в старых изделиях японского фарфора, однако он был хорошо знаком мастерам прикладных искусств (лаков, тканей, художественного металла). Орнаменты и декор в виде побегов винной ягоды был привнесëн в японскую художественную традицию из Китая, а туда – в свою очередь – с Ближнего Востока, с которым Китай имел давние культурные и торговые связи.

    В целом, стилистические особенности декора вазы характерны для княжеских печей Набэсима в Арита, которые с XVII в. были ведущим художественным центром, создававшим фарфор для внутреннего японского рынка, дипломатических подношений и подарков императорскому двору и дому военного правителя – сëгуна.
На дне вазы внутри кольцевой ножки нанесена подпись подглазурным кобальтом, в скорописном начертании – «сделал Сëун».

   Художник Фудзии Сëун родился в г. Арита префектуры Сага, крупнейшем и старейшем центре японского фарфора, и всю жизнь работал над совершенствованием традиционных техник росписи в манере «парчового орнамента». В 1975 году, после многих лет обучения, он открыл собственную печь «Кацуногама» и с 1985 года постоянно участвовал в выставках родной префектуре и за еë пределами. В 2012 году Сëун получил Вторую премию в Токийской галерее «Международная ассоциация искусств», тогда же – специальную премию за выдающиеся заслуги в сохранении традиционного художественного ремесла. С 2014 года Фудзии Сюмэй стал широко известен в Европе: он удостоился Главного приза на фестивале Art Label в Италии специального приза во Франции. Работы мастера хранятся в крупнейших музеях декоративного искусства, две его работы были приобретены султанатом Оман и экспонируются в Королевской коллекции.

  Нарядная и, в то же время, сдержанная по цвету и целостная по декору работа Фудзии Сëуна демонстрирует безупречное владение формовкой и свободу в декоративном оформлении, лучшие достижения традиционных мастерских Арита XVII-XVIII века и стремление к расширению художественного языка современного фарфора.



08.01.2025

Поделиться списком