Скульптура «Дамчан Гарпа Нагпо»
Продолжаем рассказывать о буддийских фигурах, составляющих основу буддийской коллекции галереи "Евразия".
Скульптура «Дамчан Гарпа Нагпо».
Китай, XVIII век.
Сплав на основе меди, пигменты; литье, гравировка, раскраска.
Высота: 14,5 см.
Гарпа Нагпо (тиб. “черный кузнец”) – мирской защитник буддийского учения в Тибете. Входит в свиту, а иногда считается воплощением Дордже Легпы, одного из наиболее почитаемых в тибетском буддизме дхармапал (защитников Дхармы). Считается, что Дордже Легпа и его окружение, в том числе Дамчан Гарпа Нагпо, были покорены известным йогином Падмасамбхавой, проповедовавшим буддизм в Тибете в VIII в. Впоследствии они стали «связанными клятвой» (тиб. dam chan) защитниками тибетских школ ньингма и карма кагью. Также некоторые монастыри школы гелуг и отдельные тибетские учителя приняли Гарпа Нагпо в качестве божества-покровителя.
Согласно легенде, Гарпа Нагпо был сыном царя демонов и слыл искусным кузнецом, мастером в изготовлении оружия. В канонической иконографии он изображается гневным, с телом синего цвета, в традиционной тибетской одежде, верхом на козле. Его характерные атрибуты – топор в правой руке и кузнечный мех из шкуры тигра в левой. Эти орудия символизируют один из важнейших постулатов тибетского буддизма (буддизма ваджраяны) о недвойственности материальной и духовной сторон жизни: как кузнец с помощью огня может очистить и придать нужную форму металлу, так йогин, вызывающий в процессе медитации духовный жар, способен очистить и трансформировать свое сознание.
Верующие часто обращаются к Гарпа Нагпе с просьбами о помощи в мирских делах, например, о защите во время путешествий. В Центральном Тибете этот персонаж считается покровителем кузнечного дела.
В данном случае Гарпа Нагпо представлен в традиционной иконографии, восседающим верхом на козле. В этой форме он гневный – с тремя выпученными глазами, сдвинутыми на переносице бровями и оскаленным ртом. На нем характерное одеяние – халат с широкими рукавами, высокие сапоги и тибетская широкополая шляпа (сетхеб).
Это скульптурное изображение отличается очень точной и выразительной передачей движения человека, едущего верхом. Лицо божества привлекает внимание своей экспрессией. Общий контур фигуры человека и животного выглядит очень гармонично и сбалансированно, на лике имеются следы раскраски. Все эти черты характерны для тибето-китайской пластики второй половины XVIII века.
27.06.2025