Парные вазы «Тао-те» в стиле Ар-деко

Япония, 1930-1940-е годы.
Сплав на основе меди (бронза).
Высота: 31 см.
Вазы ярко отражают художественные и культурные изменения довоенного периода эпохи Сëва (1926–1989) в Японии.
Они выполнены из тëмной коричневатой бронзы, в декоре поверхность патинирована до чëрно-коричневого цвета. Имеют характерную форму: высокий узкий сосуд, слегка расширяющийся к основанию, сужается посередине, где имеет бочкообразный перехват, и сильно расширяется кверху. Нижний и верхний раструбы соединяют высокие тонкие ручки сложного рисунка. В целом, за исключением высоких ручек, форма повторяет древнекитайские кубки гу (觚) – чаши для вина, относящиеся к ритуальной утвари в периоды династий Шан (1600 г. до н. э. – 1027 г. до н. э.) и Чжоу (1046 год до н. э. – 256 год до н. э.). Форма сохранилась в декоративно-прикладном искусстве Китая до ХХ века и выполнялась в бронзе, керамике, фарфоре, перегородчатых эмалях и лаках.
Часто подобные древние сосуды целиком покрыты рельефным декором из «облачных» орнаментов, однако японский мастер оставляет всю поверхность гладкой для того, чтобы подчеркнуть красоту самой бронзы и акцентировать внимание на рельефе, расположенном на перехвате двух раструбов. Этот рельеф представляет собой сильно стилизованное изображение маски тао-те, особенностью которой является симметрично-развëрнутое изображение фантастического существа с круглыми глазами, раскрытой пастью и крупными разветвлëнными рогами, которые могут изгибаться в спиралевидные узоры. Символика этого изображения связана с защитной функцией или функцией связи миров. Традиционный мотив маски фантастического существа интерпретирован на данных вазах с заметной модернизацией.
Стилизация ваз явно несëт следы влияния Ар-деко, так как отличается лаконизмом силуэта, смелыми геометрическими линиями и использованием этнических и исторических узоров. Ар-деко активно входит в стилистический репертуар японских мастеров в 1930-е годы, отвечая одновременно и поискам нового в прикладном искусстве, и традиционному стремлению японской художественной культуры к ясным, целостным формам, элегантности линий и заимствованиям мотивов из классического искусства Дальнего Востока.
10.05.2025