Парные декоративные фигуры в стиле Ар-деко «Кошки»

В галерее "Евразия" появились лаконичные и изящные парные скульптуры "Кошки". Эта фигурная группа была создана в Японии в 1960-е годы (эпоха Сëва, 1926–1989) из фарфора и покрыта прозрачной глазурью. На основании скульптур, в неглазурованном фарфоровом тесте имеется марка из двух иероглифов в квадратном картуше: Кутани. Мастерские Кутани - один из старейших центров японского фарфора, где производство было организовано в середине XVII века. Для строительства печей были приглашены мастера из других центров, в том числе – Арита, наиболее авторитетного к тому времени производителя фарфора. Позднее, в XVIII – XIX вв. к работе в мастерских привлекались выдающиеся художники из Киото, в том числе мастера мелкой пластики, формовщики (авторы моделей), специалисты по глазурованию изделий и росписи. К концу XIX века многочисленные мастерские Кутани создавали широкий ассортимент декоративных изделий для экспортной торговли и внутреннего рынка. Особой симпатией покупателей пользовались изображения животных, как символических, так и реальных.
Две кошки, высотой 22 и 22,5 см., изображены сидящими, их изящные тела с вытянутыми пропорциями кажутся слегка напряжëнными, поворот голов характерен для позы внимания, лëгкой насторожëнности. Позы животных точно определяют композицию группы – с одной стороны, животные сидят напротив друг друга, с другой – одновременно повернули головы к зрителю. Решëнные в близкой манере, фигуры слегка различаются строением: у одной более вытянутая тонкая шея, у другой – чуть ниже опущенная мордочка кажется более короткой и компактной. Такая разница, едва намеченная художником-формовщиком, маркирует важный принцип парности в искусстве Дальнего Востока: пары реальных и мифологических животных, более того – пары ваз, курильниц, подразумевают гармоничное взаимодействие двух основных космических энергий – инь и ян (женской и мужской), присутствие порождаемой взаимодействием этих сил созидательной энергии ци.
Утончëнная грациозность, горделивая осанка, чуть снисходительное выражение мордочек переданы мастером без применения реалистических скульптурных средств. Рельеф мышц, собранные лапы показаны небольшими изменениями глубины формовки. Мягкие переходы объëмов вытянутых фигур, нерасчленëнность, собранность формы, создают яркое и узнаваемое впечатление. Большую роль для создания общего впечатления играет контур фигур. Общая пирамидальная композиция каждой скульптуры создаëт ощущение покоя: небольшие головки с острыми ушами и треугольными мордочками дают зрительный и эмоциональный акцент, расширяющиеся объëмы внизу придают фигурам устойчивость и спокойствие. Белый цвет позволяет скульптурам контрастировать с любым фоном, подчëркивает певучую и пластичную линию тел животных.
Подобные качества характерны западноевропейской пластике и декоративно-прикладному искусству ХХ века, отвечают художественным принципам и эстетическим критериям Ар-деко, получившего широкое распространение в Европе и США после 1925 года. В 1925 году в Париже состоялась выставка «Декоративное искусство», впервые представившая особый стиль, совмещающий рационализм в формообразовании, стремление к геометрической ясности – с изысканным декоративным осмыслением этих форм. В Европе движение, в основном, просуществовало до Второй мировой войны, однако в Японии интерес к нему продержался до 1970-х годов, хотя нечасто встречается в изделиях из фарфора.
Кошки – популярный мотив в пластике ХХ века, появляющийся в разных стилистических интерпретациях, каждая из которых подчëркивает те или иные качества этого животного. В Японии коты на протяжении многих веков считались символом удачи, процветания, защиты от зла и высокого социального статуса владельца. Первые животные были привезены из Китая около XIX в. и были дорогими дворцовыми питомцами, также дарились крупным храмам – и как символ статуса, и как защита драгоценных храмовых сокровищ от грызунов. Такая защитная функция сохранилась в позднейшей символике.
Кошки были любимицами многих выдающихся японцев. Так, знаменитый гравëр Утагава Куниëси (1798–1861) говорил, что может работать, лишь окружив себя питомцами, и часто изображал их в гравюре. В результате, кошки стали и символом творческой натуры, художественной одарëнности и экстравагантности характера.
.
14.05.2025