Красавица XVIII века, оригинальная гравюра Китагавы Утамаро

Китагава Утамаро I (1753-1806), Китагава Утамаро II (Коикава Харумати,1789-1831).
Гравюра «Красавица в кимоно с павлиньими перьями»
Из серии гравюр «Три юных красавицы из Сэйро (Ёсивары)» (издатель Фудзия Тоскэ).
Япония, 1790-1804 гг. (период Эдо (1605-1868))
Цветная ксилография.
Размеры: 30.5 x 22.5 см.
В галерее «Евразия» находится в свободной продаже большая коллекция японских гравюр 17-21 веков, выполненных в различных жанрах.
Жанр укиë-э – печатная художественная продукция, создаваемая оттисками с деревянных досок на японской бумаге васи. Главную организующую роль композиции играет чëрный контур, который создаëтся с эскиза художника, подпись которого располагается на печатном поле листа. Цвета размечаются на эскизе автора, для каждого цвета вырезается отдельная печатная доска, чем больше таких оттисков, тем красочнее и дороже готовый художественное произведение.
Один из наиболее значительных мастеров жанра укиë-э – Китагава Утамаро. Он определил направление развития японской гравюры периода еë расцвета, в конце XVIII и начале XIX в. Мастер работал в разных тематических направлениях, но наиболее успешна была его деятельность в гравюре бидзинга («изображение красавиц»), посвящëнной изображениям гейш и куртизанок квартала Ёсивара в Эдо (теперь – Токио). Данная гравюра «Красавица» является классическим примером жанра бидзинга, а стилистические и колористические особенности относят ее к позднему периоду работы Китагава Утамаро, На листе стоит имя еще одного художника - Коикава Харумати – одного из самых одарëнных учеников мастера, сотрудничавшего с ним в поздний период его творчества и получивший имя Утамаро II. Харумати происходил из семьи художников, был талантливым гравëром, книжным иллюстратором, а также известным поэтом и прозаиком. В поздний период жизни Утамаро I и Харумати часто выступали соавторами композиций бидзинга.
В картуше слева вверху листа помещено название серии: «Три юных красавицы из Сэйро». Сэйро – официально лицензированный квартал удовольствий в эпоху Эдо (1603-1868), в городе Эдо, ставке сëгунов этого периода, такой квартал традиционно носил название Ёсивара. Ниже названия серии расположена подпись мастера гравëра с чтением: «рисовал Утамаро», круглая цензорская печать и логотип издателя Фудзия Тоскэ. В Японии с 1790 по 1876 г. вся печатная продукция, включая художественную, должна была проходить цензуру одним или двумя государственными чиновниками – оттиск печати свидетельствует о том, что серия гравюр была разрешена к печати цензором, чья деятельность приходится на период 1790-1804 гг.
Композиция листа сбалансирована и характерна для женских гравëрных «портретов» эпохи расцвета укиë-э: широкие пышные одежды в нижней части композиции и лëгкий линеарный рисунок головки со сложной причëской и тонкой изящной рукой формируют устойчивую пирамидальную композицию. Одновременно, сложный линеарный ритм в прихотливых складках одежды и аксессуарах причëсок придаëт ей динамизм, разнообразие и элегантность. Палитра гравюры отличается сдержанностью. Охристооранжевый, зелëный, жëлтый цвета организованы чëрными контурами, напечатанными с «ключевой доски» гравюры.
Жанр бидзинга пользовался большой популярностью среди горожан, женщины из квартала Ёсивара во многом определяли характер городской культуры эпохи Эдо (1603-1868), высоко ценились не только за внешнюю привлекательность, но и за таланты в музыке, танце, стихосложении и эпистолярном жанре. Моды Ёсивары распространялись среди горожанок из семей преуспевающих купцов и ремесленников, позднее – среди более консервативных представительниц самурайского сословия и военной аристократии.
В открытых источниках обнаружены единичные аналогичные оттиски этой гравюры, что свидетельствует о небольшом тираже гравюры и еë коллекционной редкости.
18.04.2025