Окимоно "Окина". часть 2

Окимоно «Старец» («Окина»)
Марка Нинсэй
Япония, Киото, эпоха Мэйдзи (1868-1912)
Керамическая масса, глазурь, надглазурные эмалевидные краски, позолота.
Высота: 27,5 см.
Следующая декоративная скульптура «Окина», которая находится в нашей галерее, относится к произведениям японской керамической пластики мастерских Киото конца XIX – начала ХХ веков. Фигура выполнена из светлой керамической массы, покрыта прозрачной глазурью с тонкой и мелкой сеткой трещин-кракелюр, поверх которой расписана плотными эмалевидными красками с добавлением позолоты. Декор костюма представляет отдельные фрагменты узора «черепаховый панцирь», выполненные красной и синей краской с позолотой. Маска тонирована светло-коричневой краской, красной и чëрной краской выделены черты лица. Роспись выполнена очень тщательно и мастерски, на веере – миниатюрное письмо, изображающее молодые сосны с зелëными иглами на фоне золотых облаков. Ярким цветовым акцентом являются длинные красные завязки куртки.
На основании фигуры в участке неглазурованного черепка оттиснута марка: Нинсэй.
Подобная марка на японской керамике впервые появляется во второй половине XVII века и принадлежит выдающемуся мастеру, Нономуре Нинсэю (годы жизни неизвестны, период работы: между 1640-ми и 1690-ми годами). Нономура Нинсэй был первым керамистом в Киото, который начал использовать плотные эмали на светлом черепке, его работы отличаются тонкой росписью, нарядной цветовой гаммой и деликатной позолотой, подчëркивающей детали декора. Основным репертуаром мастерской были изделия для чайного действа тя-но ю, в том числе фигурные изделия (курильницы, коробочки для благовоний) в форме животных, птиц или природных объектов. В дальнейшем керамисты продолжили создавать изделия в стилистике, получившей имя мастера, а также использовать марку 仁清 как мемориальный знак принадлежности к «школе». Характерный стиль Нинсэй сохранялся в Киото на протяжении нескольких веков, выйдя за пределы чайной церемонии и предлагая широкий спектр бытовых, декоративных и культовых изделий. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) репертуар мастерских Киото расширился за счëт окимоно, в том числе изображений божеств, этнографических типов и актëров.
Окимоно отличается благопожелательным символическим звучанием, приподнятым эмоциональным характером благодаря сбалансированной яркой цветовой гамме росписи и выразительной монументальной композиции.
07.06.2025