Окимоно "Окина", часть 1.
Театральный жанр ногаку (театр Но) возник в Японии в XIV веке, впитав в себя разнообразные более ранние исполнительские традиции, религиозные и светские ритуалы. К XV веку ногаку стал придворным театром со сложной структурой спектаклей, развитой драматургией и набором пьес с разным содержанием. Представления этого театра могли длиться много часов и состояли из нескольких пьес, разделëнных фарсами кëгэн. В начале всего действа традиционно исполняется танцевальная пьеса «Окина», названная так по имени главного действующего лица, старца. Эта пьеса считается одной из самых древних в репертуаре театра Но, она включает танцы добуддийского культа плодородия и близка к ритуалам кагура, исполнявшимся в синтоистских святилищах, а сам Окина выступает как хранитель рода, старейшина и хранитель культа. Назначение этой пьесы в композиции представления ногаку – торжественное поздравление и пожелание благополучия. Старец Окина появляется в самом начале спектакля и исполняет торжественное песнопение. Затем следует танец Окина, сопровождающийся молитвой о мире.
В театре ногаку исключительно подробно разработана сценография, реквизит и костюмы актëров, особым видом искусства являются маски.
Окина предстаëт, одетый в широкие штаны и «охотничью куртку» каригину (сперва она использовалась как верхняя одежда для охоты и активного отдыха, около XI века вошла в придворный костюм). На голове актëра – высокая придворная шапка эбоси, на лице – маска с изображением улыбающегося старческого лица. Маска Окина представляет лицо с благостным выражением, губы растянуты в улыбке, вокруг глаз – морщинки. Это одна из немногих масок ногаку, имеющих подвижные детали: нижняя челюсть закреплена на шнурах и свободно двигается. Обязательны для этой маски высоко поднятые брови в виде плоских помпонов и длинная седая борода. Сама по себе маска несëт благопожелательный смысл и часто появляется в декоре вееров, текстиля, лаковых и металлических изделий.
В галерее «Евразия» имеется несколько окимоно Окина, выполненных из разных материалов.
Одно из окимон - работа японского мастера Гакко, созданная в Японии во второй половине 20 века, еë высота 29,5 см. Фигура выполнена из бронзы, высокое качество литья и последующая гравировка поверхности позволили художнику добиться тонкой детализации на маске персонажа, изобразить роспись веера соснами с могучими кронами – символом долголетия и процветания. В то же время, костюм актëра решëн с большой степенью условности, со стилизованными мягкими складками и большими участками металла, что придаëт силуэту целостность и монументальность. Техника литься по восковой модели предполагает уничтожение восковой модели, вылепленной художником, при замещении воска расплавленным металлом в керамической форме. Каждая отливка модели обладает уникальностью, а последующая гравировка придаëт изделию бронзовой пластики художественную законченность. На куртке каригину сзади помещëн прямоугольный картуш высветленного металла с выгравированной подписью художника – «Сделал Гакко».
Вторая фигура Окина создано японским мастером Майо Масааки в эпоху Хэйсэй (1989-2019).
Фигура высотой 34 см. отлита из бронзы тëмно-коричневого цвета, отдельные детали костюма – вышивки мон с изображением журавлей - покрыты позолотой; маска, шнуры и концы пояса акцентированы металлом или сплавом белого цвета. Высокое качество литья позволило художнику добиться тонкой детализации не только на маске персонажа, но и в изображении переплетëнных шнуров и рельефного рисунка вышивки или парчи на одеянии актëра. Сочетание металлов разного цвета придаëт окимоно торжественное парадное звучание, соответствующее всему театру Ногаку и, в особенности, роли Окина. На одной из штанин сзади выгравирована краткая подпись мастера Майо Масааки. Тема театра Ногаку является для этого художника константой его творчества. В своих работах Масааки сочетает большое внимание к традиционному костюму и сценическим позам с игровым, поистине театральным началом: актëр предстаëт в этих его произведениях и как божественный старец-Окина, и как человек – актëр японского театра.
04.06.2025