Красавица XXI века, очень редкая малотиражная гравюра «Модница»

Гравюра, названная автором “Fashionista” («Модница»), выполнена в 2018 году значительным японским художником, работающим в США, - Юдзи Хирацука (род.1954г.). Используя уникальную авторскую технику печати с деревянных досок, гравюра размером 61 х 45 см. отличается высоким техническим и художественным уровнем исполнения, имеет высокую музейную и коллекционную ценность. Эта очень малотиражная работа - 9 оттиск из 15 – находится в галерее «Евразия».
На гравюре прихотливо изломанные линии тонкой фигуры, немного растрëпанные волосы, энергичное движение рук, крупный яркий рот передают ощущение экспрессии, яркой эмоциональности момента, пойманного художником. В то же время отсутствие глаз, едва намеченных стрелками во внешних углах, создают ощущение недосказанности, интриги. Явно читается остроумное и ироничное отношение мастера к своей героине.
Жанровая принадлежность и композиция листа близки к традиции японской печатной графики укиë-э (жанр бидзинга, «изображение красавиц»): смелое укрупнение мотива, кадрированная композиция с деталями, выходящими за рамку изображения, условное изображение лица и цветовое решение, построенное на контрасте тëмных и светлых пятен характерны для классической гравюры XVIII-XIX веков. Однако яркий характер персонажа, совмещение стилистически разнородных элементов и экспрессия линий и цвета ярко иллюстрируют влияние постмодернизма и современную тенденцию к расширению национального искусства, созданию на его основе интернационального художественного языка.
Современная печатная графика наследует направлению сосаку-ханга («авторской гравюры») в японском искусстве ХХ века. Это направление, сформировавшееся в первые годы столетия, отличалось от традиционной «ремесленной» гравюры непосредственным участием художника во всех процессах создания листа – от эскиза до печати. Поэтому тиражи сосаку-ханга не превышали нескольких десятков листов. Однако тираж в 15 экземпляров редок даже для этого направления и в случае с работой, представленной на экспертизу, объясняется исключительно сложной техникой печати.
Кроме традиционной для японского искусства гравюры печати с доски на бумагу, мастер использует технику chine collé (шин-колле, chine – «Китай» и collé – «приклеенный»). Слово «Китай» в данном случае имеет собирательное значение «Восток», так как для отдельных фрагментов изображения используется тонкая бумага, традиционно производимая в Китае, Японии и Индии. Chine collé – это техника гравюры, при которой изображение оттискивается на тонкой бумаге, которая в процессе печати «приклеивается» к более плотной основе. Создаëтся своего рода коллаж из нескольких видов бумаги, который позволяет гравëру ввести в работу дополнительный цвет, текстуру и тонко пропечатанные мелкие детали. В современной гравюре эта техника в сочетании с традиционными видами печати используется выдающимся современным художником Юдзи Хирацука, чья подпись стоит на листе.
Сейчас Юдзи Хирацука является одним из самых признанных мастеров мировой гравюры. Многочисленные персональные выставки художника прошли в США, Корее, Канаде и Северной Ирландии. Работы Хирацуки были приобретены для коллекций Британского музея, Токийского Национального музея, Художественного музея Цинциннати, Портлендского художественного музея, Художественного музея Кливленда, Галереи Артура М. Саклера (Смитсоновский музей, Вашингтон), Библиотекой Конгресса (Нью-Йорк) и Государственным Музеем Востока в Москве.
23.04.2025