Монгольская буддийская фигура «Бегцэ»



БЕГЦЭ
Монголия, XVIII век.
Медный сплав, литье, гравировка, чеканка, раскраска.
Высота: 12 см. 

Бегцэ (тиб. beg-tse – «покрытый броней», другое имя Чамсрин lcam-sring) – старинный тибетский бог войны, который по преданию был завоеван и обращен в буддизм известным тантрическим йогом Падмасамбхавой, когда тот проповедовал буддизм в Тибете. По другой легенде Бегцэ изначально был монгольским божеством и во главе огромного войска звероголовых демонов пытался помешать прибытию третьего Далай-ламы в Монголию в 1575 г. Однако был усмирен Далай-ламой и стал защитником учения. Таким образом, Бегцэ относится к разряду дхармапал, т.е. защитников буддийской веры, и входит в группу «Восьми ужасных». Это отражает его иконографический облик: трехглазый оскаленный лик красного цвета, с пламенеющими бровями и усами, развевающиеся темные желто-красные волосы, обрамленные диадемой из черепов, доспехи воина и красная одежда; по-монгольски его называют Улаан сахиус («красный хранитель»). В одной руке у него медный меч с рукоятью в виде скорпиона, а в другой —  сердце врага, а также в изгибе этой руки находится жезл с навершием в виде меча, украшенный знаменем из алого шелка. В стремительном движении он попирает ногами тела лошади и человека.

Скульптурное изображение, находящееся в галерее «Евразия», полностью воспроизводит иконографический образ Бегцэ: он стоит на лотосовом пьедестале в позе пратьялидха (правая нога согнута в колене, а левая выпрямлена), под его правой ногой изображена фигура лошади, а под левой – тело распростертого человека. Его правая рука с мечом поднята вверх, левая – подносит к оскаленному рту вырванное сердце врага, левым локтем Бегцэ прижимает жезл, увенчанный острой пикой и черепом. Интересная деталь: на жезле сохранился небольшой фрагмент ткани красного цвета. Три выпученных глаза божества, сдвинутые брови и вздыбленные волосы придают дхармапале устрашающий вид. Его одеянием служат доспехи, украшенные лентами, и монгольские сапоги с загнутыми носами. Дополняют образ диадема и ожерелье из черепов, круглые серьги и браслеты.
Данная скульптура Бегцэ отличается высоким качеством литья, тщательной проработкой деталей. Несмотря на небольшие размеры, четко переданы детали костюма, даже рукоять меча выглядит как вполне узнаваемое очертание скорпиона. Дополнительный интерес представляют хорошо сохранившиеся атрибуты персонажа, а также раскраска всех частей скульптуры основными цветами, принятыми в буддийской иконографии – красный, желтый, зеленый и синий. Подобные произведения с характерной моделировкой фигуры персонажа и лотосового пьедестала, раскрашенные, изготавливали главным образом в Монголии в XVIII – XIX вв.




11.04.2025

Поделиться списком