Изображение цветущей сакуры на гравюрах Укиë-э, 19 век



Укиë-э - один из самых известных видов японской гравюры, возникший в середине XVII веке и просуществовавший до середины 19 века. В переводе с японского языка это название означает «плывущий мир», переосмысленное в эпоху Эдо как «мир мимолëтных явлений». 
В сюжетах укиë-э преобладали типичные картины из жизни японцев: японские красавицы (бидзин-га), актеры театра кабуки (якуся-э), эротические картинки (сюнга), цветы и птицы (катë-га). Позже к ним добавились пейзажи (фукэй-га) и картины на военную тематику (муся-э), отражающие исторические вехи жизни японцев эпохи Эдо. Для этого вида гравюр характерны четкий рисунок, смелая композиция, перспектива и отсутствие теней.

Гравюры укиë-э создавали выдающиеся художники своего времени, в их числе был яркий и талантливый мастер Утагава Хиросигэ I (1797-1858).
На его гравюре 1844 года «Цветущая сакура в районе Готэн-яма» (Gotenyama Hanazakari), входящей в серию «Знаменитые виды Эдо» (Edo meisho),  мы видим мир многообразных земных радостей и мимолетной, ускользающей жизни. Вечно волнующийся океан явлений природы, кратковременное цветение сакуры и проходящая красота женщин — все эти «картины изменчивого мира». В этом поэтическом представлении будней и красот мира непременно улавливалось напоминание о бренности и недолговечности всего прекрасного.
Короткий весенний период цветения сакурой («хана дзакури») – один из самых любимых в Японии.  Он называется «хана дзакури». В эти дни горожане отправляются на природу и любуются цветущей сакурой, в парках устраиваются пикники, люди пьют сакэ, едят заранее приготовленные лëгкие закуски и наслаждаются природой.

На гравюре «Цветущая сакура в районе Готэн-яма» изображена местность Готэн-яма в районе Синагава. Это в 19 веке было самым популярным местом во всëм Эдо (Токио) для любования цветущей сакурой, так как  в ясную погоду оттуда открывался прекрасный вид на гору Фудзи. Возвышающиеся вдоль токийского залива холмы с растущими на них деревьями сакуры, к величайшему сожалению, были срыты в 1853 году военным правителем страны – сëгуном - для строительных целей. Так что окрестности Готян-яма с цветущей там по весне японской вишней остались только на гравюрах Хиросигэ. Этим дополнительно обуславливается редкость данной гравюры.

Лист, находящийся в галерее «Евразия», является подлинной работой великого мастера-графика Хиросигэ I.


13.06.2025



Напишите запрос, мы перезвоним
Поделиться списком