Декоративная скульптура «Самурай с алебардой»



Окимоно (декоративная скульптура) «Самурай с алебардой». Находится в галерее "Евразия". Создана в Японии в конце XIX века (период Мэйдзи, 1868-1912) мастером Сюдзан (秀山).
Бронза, позолота, инкрустация; подставка – дерево, роспись золотом.
Общая высота композиции 38 см., высота бронзовой скульптуры 30 см.

Фигура на деревянной подставке изображает самурая, японского воина, стоящего в энергичном выпаде, держащего алебарду нагината, направив еë длинный клинок вниз. Лицо с чуть выпуклыми глазами, высоко поднятыми бровями выражает ярость и решимость, волосы развеваются длинными прядями. Подобная экспрессия, выражение грозной силы характерно для скульптурных изображений божеств гневной формы – особой группы охранительных буддийских божеств. Эта иконография была перенесена в театральные жары Японии для изображения подобных существ, а в гравюре была перенесена на изображение воинов, чья доблесть таким образом сравнивалась с божественной одержимостью грозных буддийских персонажей.
Воин одет в богато декорированные доспехи: на кирасе рельефом и позолотой изображена птица феникс, один из важнейших символов искусства Дальнего Востока, образ солнца. Широкие штаны хакама заправлены в высокие поножи.
На хакама изображены крупные мотивы, повторяющие традиционные семейные (клановые) гербы феодальных домов старой Японии – камон. Изображëнные камон носят название «колëса Гэндзи», так как связаны с одной из глав прославленного литературного произведения Японии – романа Х века «Повесть о принце Гэндзи» («Гэндзи-моногатари»).
Несмотря на то, что гербы камон, также как и остальные привилегии класса самураев были ликвидированы в 1877 году, в ходе реформ после реставрации императорской власти в Японии, гербы оставались элементом исторического костюма, приметой военной и политической истории страны, часто использовались в декоративно-прикладном искусстве.
В скульптуре тщательно воспроизведены особенности костюма и доспеха самураев, рельефные декоративные элементы, пластины доспехов, декор поножей, сандалий дзори подчëркнуты позолотой, которая придаëт фигуре из почти чëрной патинированной бронзы благородную нарядность. Позолотой отмечен также клинок нагината – холодного оружия с длинной рукоятью овального сечения и изогнутым односторонним клинком длиной до 50 см (в русскоязычной литературе это оружие часто называется алебардой).
Нагината – оружие, известное в Японии с древности; в эпоху Хэйан (794–1185) этим оружием пользовались, в основном, пехотинцы. Также искусством владения нагинатой обучались женщины. Позднее нагината вошла в арсенал воинов благородного происхождения и также продолжала быть оружием женщин, жëн, остававшихся в замках и часто защищавших владения в отсутствии мужей во время междоусобных войн.
На штанах сзади помещëн прямоугольный картуш, покрытый позолотой, с маркой из двух иероглифов в скорописном написании, 秀山, с чтением имени «Сюдзан».
Фигуры самураев с маркой мастера Сюдзан встречаются на японских мировых аукционах и в галереях искусства эпохи Мэйдзи (1868-1912).

21.05.2025

Поделиться списком