Буддийская скульптура «Яма (Дхармараджа)»



Китай (Внутренняя Монголия?), XVIII – начало XIX в.
Сплав на основе меди, пигменты; литье, гравировка, чеканка, позолота.
Высота: 32,5 см.

Яма (тиб. gshin rje) в древнеиндийской мифологии – владыка царства мертвых, он был первым, кто умер и открыл путь смерти для других. В буддизме Яма решает судьбу души после смерти человека. В канонических текстах говорится, что спутники Ямы считывают карму души умершего, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчета: белые камни для подсчета хороших, добрых деяний, а черные камни – для подсчета плохих. Выступая в роли судьи, Яма носит титул «царь Закона» – Дхармараджа.
Яма относится к разряду дхармапал, гневным защитникам буддийского Учения; изображается в виде существа с телом человека, но с головой быка. С этим связана одна любопытная легенда.
Некогда жил великий йогин, который предавался глубокому медитативному созерцанию, сидя в пещере. Ему оставалось совсем немного до достижения полного просветления, как однажды ночью в пещеру забрались два разбойника с украденным быком, которого они тут же убили, отрезав ему голову. Увидев аскета, они решили убить и его, как свидетеля совершенного ими преступления. Когда сознание медитирующего йогина вернулось в его тело, он с удивлением обнаружил, что у тела отсутствует голова. Придя в неистовство, несчастный стал метаться по пещере в поисках своей головы, однако все что ему удалось отыскать, была голова убитого ворами быка. Он водрузил эту голову себе на плечи и, испытывая невообразимый гнев от случившегося с ним (поскольку он потерял надежду попасть в нирвану), он убил обоих разбойников и угрожал обезлюдить весь Тибет, т.е. превратился в настоящего владыку смерти – Яму. Тибетцы взмолились милостивому бодхисатве Манджушри, который приняв устрашающие формы Ямантаки (букв. «побеждающий смерть»), сумел укротить и подчинить Яму, причем настолько, что тот превратился из жестокого злобного существа в защитника буддийского Учения.
В галерее «Евразия» находится фигура, имеющая одну из иконографических форм Ямы – Бахьясадхана Дхармараджа. Скульптура имеет гневный лик, красная копна волос вздымается вверх, три глаза свидетельствуют о способности Ямы проникать в прошлое, настоящее и будущее. В руке Дхармараджи – жезл, сделанный из человеческого черепа и позвоночника, обтянутого кожей человека и шкурой слона, кисти рук демонстрируют жест угрозы (тарджанимудра). Он стоит в позе пратьялидха (правая нога согнута в колене, а левая прямая нога отставлена в сторону).
Данная скульптура Ямы отличается тем, что была составлена из частей от разных скульптурных изображений. Так голова божества, выполненная в технике чеканки с последующей гравировкой и раскраской деталей, была изготовлена в мастерских Долонора (Внутренняя Монголия). Тулово скульптуры и лотосовый пьедестал отличаются высоким качеством литья и позолоты, кроме того, тщательная проработка деталей и задней поверхности позволяет отнести их к китайской традиции изображений XVIII – начала XIX века.

30.05.2025

Поделиться списком