Будда Шакьямуни школы Дзанабадзара
Скульптура «Будда Шакьямуни». Монголия, XVIII век.
Школа мастера Г. Дзанабадзара.
Сплав на основе меди, пигменты; литье, позолота, раскраска.
Высота 15,8 см.
В галерее «Евразия» находится редкая скульптура будды Шакьямуни. Будда представлен в традиционной иконографии в соответствии со всеми признаками просветленного существа. Учитель восседает на пьедестале из двойного ряда лепестков лотоса со скрещенными ногами в алмазной позе (ваджрасана), его правая рука находится в жесте касания земли (бхумиспарша-мудра).
Данная фигура относится к школе ваяния, основанной наиболее известным монгольским художником Гомбодоржийном Дзанабадзаром (1635-1724). Он был верховным иерархом монгольской буддийской церкви, видным политиком, ученым и выдающимся скульптором. Дзанабадзаром заложены основы своеобразного художественного стиля, который можно определить как витальный – преодолевающий схематичную условность изобразительного канона и добивающийся живой одухотворенности и общей выразительности божественного образа.
Пьедестал скульптуры вскрыт, и по внешней форме и внутренней полости статуи можно судить об очень высоком уровне металлического литья, которым характеризуются произведения Дзанабадзара и его ближайших учеников. Антропометрические параметры изображения – правильные пропорции фигуры, мягкая округлая моделировка рук и ног, четкие правильные черты лица божества с небольшим ртом, выделенным красным пигментом, и прямым носом также свидетельствуют о принадлежности данной скульптуры к кругу произведений великого мастера. К характерным особенностям скульптур школы Дзанабадзара относится также высокий многоступенчатый пьедестал с верхним и нижним рядами условных жемчужин и своеобразные сдвоенные лепестки лотоса со слегка загнутыми верхними краями. И, наконец, тщательная проработка деталей по всей поверхности статуи, включая заднюю часть, является еще одним свидетельством принадлежности данной скульптуры к произведениям школы мастера Дзанабадзара, которые высоко ценятся во всем мире.
26.03.2025